Упал в автобусе что делать

Ежедневная дорога на работу или с работы для многих жителей области является настоящем испытанием: пробки на дорогах, набитый битком общественный транспорт.

Однако и на этом злоключения пассажиров не заканчиваются, ведь подчас рискованные маневры или стиль вождения водителей, в особенности столь популярных «маршруток», нередко приводит к травмам: синякам от удара при резком торможении, ссадинам, а иногда и к более тяжелым последствиям.

Так как же поступить в ситуации, когда обычная поездка обернулась получением ущерба для здоровья?

Совсем уж незначительные травмы большинство пострадавших оставляют «на совесть водителя» или в бранной форме выражают своё мнение о произошедшем.

Мы же разберём исключительно правовые способы разрешения данной ситуации, используя в качестве иллюстраций конкретные примеры.

В зависимости от того, признаёт транспортная организация факт получения пассажиром травмы во время поездки или нет, возможны два варианта дальнейших действий.

Начнём с наименее вероятного варианта.

Ситуация 1. Транспортная организация (либо частник) признаёт, что травма была получена по вине водителя автобуса.

Одно из таких дел (№2-484/15) было рассмотрено Сормовским районным судом г. Н. Новгорода в июне прошлого года, где пожилая пассажирка во время поездки ударилась лицом о поручень из-за резкого торможения автобуса.

Результат удара — рассечение верхней губы и сломанный зубной протез. Такой вред здоровью признаётся лёгким, но для человека в преклонном возрасте может быть вполне существенным.

Пострадавшая прямо в день происшествия обратилась в травмпункт, где ей была оказана первая медицинская помощь и поставлен диагноз, то есть документально зафиксирован и характер, и причины травмы.

Водитель же был через некоторое время после произошедшего привлечён к административной ответственности.
Все эти доказательства, включая постановление о привлечении водителя к административной ответственности, позволили в дальнейшем в суде доказать причастность транспортной организации, к полученным пожилой женщиной травмам.

Так как водителем рейсового автобуса все обстоятельства ДТП не отрицались, это упростило в данной ситуации задачу взыскания ущерба: были взысканы и стоимость изготовления протеза (за основу был взят план лечения, предоставленной одной из стоматологических клиник), и моральный вред.

Ситуация 2. Транспортная организация отрицает факт получения травмы на её транспорте.

Однако не всегда водитель бывает сговорчив, ведь травма пассажира – это стресс и для водителя, а в состоянии стресса все люди ведут себя все по-разному.

Например в августе 2015 года Ленинским районным судом рассматривалось №2-3709/15, где водитель маршрутного такси как раз настойчиво отрицал сам факт получения пассажиром травмы во время поездки. Однако суд принял сторону пострадавшей.

Что сыграло здесь ключевую роль?

После полученной при посадке травмы левой ноги пассажирка с помощью нескольких попутчиков вышла на следующей остановке, куда и была вызвана скорая помощь.

Именно сигнальный листок скорой помощи, справка из Ленинского травмпункта, листки временной нетрудоспособности, свидетельские показания других пассажиров и, что также важно, проездной билет, — всё это доказало причастность водителя автобуса к полученной травме.

Итак, при получении травмы в общественном транспорте:

1. Сообщаем о своей травме водителю. Независимо от состояния пострадавшего, водитель должен быть в курсе произошедшего ДТП.

2. Если состояние позволяет, то фиксируем произошедшее на фото/видео и самостоятельно добираемся до травмпункта, либо вызываем и дожидаемся скорой помощи на ближайшей остановке.

3. Будет правильно в любом случае зафиксировать факт в ГИБДД, так как протокол осмотра места совершения административного правонарушения (в данном случае это, чаще всего, ст. 12.24 КоАП РФ), а в дальнейшем и постановление суда о привлечении к административной ответственности, будут напрямую свидетельствовать об обстоятельствах получения травмы.

Кстати суды признают, что в соответствии с п. 2.6 ПДД все меры по оказанию первой медицинской (включая, по необходимости, доставку в ближайший медпункт) и вызову ГИБДД должны предприниматься самим водителем.

Однако учитывая сегодняшнюю действительность, чаще приходится рассчитывать, прежде всего, на себя.

4. Заранее нужно позаботиться и о потенциальных свидетелях: опять же, если состояние позволяет, необходимо сохранить контакты очевидцев. Показания незаинтересованных в деле пассажиров могут положительно повлиять на исход дела.

5. В дальнейшем сохранять все документы, связанные с прохождением лечения: листки нетрудоспособности, чеки, квитанции, планы лечений и т.д.

Всё вышеперечисленное необходимо для предъявления требования

Деятельность перевозчиков в силу закона подлежит обязательному страхованию. Поэтому, как только Вы сели в автобус, в Ваших отношениях с перевозчиком всегда присутствует ещё один невидимый участник – его страховая организация.

Это означает, что с требованием о компенсации причинённого вреда необходимо сначала обратиться к страховой организации перевозчика в досудебном порядке в форме письменного заявления. С требованием о компенсации морального вреда обращаемся к перевозчику.

Как узнать, куда обращаться и как писать заявление?

В соответствии с законом перевозчик обязан предоставлять пассажирам как информацию о себе, так и всю информацию о страховщике (наименование, адрес, телефон и т.д.) путем публичного размещения этой информации (в месте продажи билетов, на самих билетах или на своём интернет-сайте).

Отсутствие либо отказ в предоставлении такой информации является грубым нарушением правил перевозки, поэтому если данные получить не удаётся – это повод для обращения в Ространснадзор или прокуратуру.

Кроме того, по закону перевозчик должен сам проинформировать пострадавшего о его правах и необходимых действиях для получения возмещения причиненного вреда.

Всё тот же Закон об обязательном страховании устанавливает обязанность пострадавшего для получения страхового возмещения самостоятельно подать в соответствующую страховую организацию письменное заявление о выплате возмещения, с приложением ряда документов.

В заявлении в страховую указываются: ФИО пострадавшего, описывается причинённый ДТП вред (в т.ч. с указанием времени и конкретного места события), все признаки транспортного средства (номер маршрута, госномер и т.д.), наименование перевозчика (напр.: ИП Иванов Иван Иванович – наименование перевозчика указывается в самом салоне транспорта), банковские реквизиты, куда пострадавшему будут зачислены деньги, дата и подпись пострадавшего.

К заявлению прикладываются копия паспорта и специальный документ о произошедшем ДТП, оформленный самим перевозчиком (по поводу второго можно не беспокоиться, если на руках имеется справка о ДТП, составленная ГИБДД, или справка станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи).

Независимо от решения страховой – обращаемся в суд

Принять решение о выплате или об отказе в выплате возмещения страховая компания должна в течение 30 календарных дней со дня получения всех документов.

При этом, даже в случае добровольного удовлетворения требований страховой компанией, пострадавший пассажир не лишён права уже в суде потребовать от самого перевозчика компенсации морального вреда.

Кроме этого, страховая в такой выплате может отказать или просто оставить заявление без ответа.

В данном случае применим Закон «О защите прав потребителей», позволяющий заявить в суде требование о штрафе в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной потребителю. И даже если это требование не заявлено, то суд в любом случае должен будет взыскать его с ответчика при наличии на то оснований, как разъяснил Пленум ВС РФ.

Таким образом, в суде заявляются требования и к страховой организации, и к перевозчику.

  • Компенсация расходов на лечение (т.е. вреда, причинённого здоровью)
  • Пени в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ от несвоевременно выплаченной суммы
  • Штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной потребителю со страховой.
  • Компенсация морального вреда
  • Штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной потребителю с перевозчика.

На практике часто допускается ошибка, когда пострадавшим пассажиром все эти требования предъявляются к одному только перевозчику. Это, к сожалению, приводит к отказу суда в удовлетворении всех требований, за исключением требования о компенсации морального вреда.

copyright © 2016 стажер Нижегородской коллегии адвокатов № 2 Махова Анна

2 483 05.11.2017 17:30 Фото носит иллюстративный характер. Источник: https://www.youtube.com

Алла ВЕРСТОВА ,

Упала в транспорте, очнулась – гипс!

В салоне автобуса, проезжавшего по ул. Московской в Бресте, упала бабушка в возрасте под 80. Ее с травмами увезли в больницу. В другом случае при движении автобуса по ул. Мицкевича не удержалась на ногах 72-летняя женщина. Пассажирка водителю о падении не сообщила, а самостоятельно обратилась в травматологическое отделение городской больницы скорой помощи. Ее госпитализировали с диагнозом «закрытый перелом левого плеча».

Да что там бабушки! Однажды корреспондент «БГ» испытала это на себе. Ехала в автобусе, и, кажется, только что была на сиденье, но мгновение спустя внезапно обнаружила себя лежащей на полу. Автобус затормозил так резко, что была далеко не единственной упавшей. Благо травм серьезных тогда не получила, а про синяк на коленке решила, что он не в счет.

А еще пассажиры порой жалуются, что в троллейбусах их бьет током. Такое произошло с одним брестским школьником. Но в троллейбусном парке возможность такого сразу исключили. Мол, сейчас в каждом троллейбусе есть приборы, которые контролируют силу тока. Если возникает превышение норматива, машина автоматически отключается от сети.

Но порой случаются истории, и вовсе похожие на ужастик. В Минске при входе в троллейбус на беременную женщину упал металлический щит, который защищает провода над дверью. Водитель вызвал скорую, которая отвезла пострадавшую в больницу. Врачи по симптомам (беременным нельзя проходить рентген) установили у нее закрытую черепно-мозговую травму легкой степени.

После длительного лечения и нахождения на сохранении женщина прошла судмедэкспертизу в Новинках. Но степень тяжести полученной ею травмы при этом не установили. Там заявили: «Вот если бы вас убило, тогда страховку точно получили бы». Из-за того, что степень тяжести не определили, пострадавшая осталась без выплат по страховке. Ребенок у нее родился с пороком и раньше положенного срока. Медики посоветовали ей пройти дополнительную экспертизу, а пострадавшая решила обратиться в суд.

Первым делом сообщи водителю

Ведущий специалист представительства «Белгосстраха» по г. Бресту Наталья Левко пояснила, что все пассажиры общественного транспорта застрахованы. Страховка покрывает случаи, которые происходят с ними при посадке, высадке и перевозке.

«Первое, что должен сделать пассажир при получении травмы, – предупредить водителя о произошедшем, – подчеркнула она. – Допустим, на проезжую часть неожиданно вышел человек и водитель резко затормозил. Пассажир в салоне упал, но там много людей, и водитель этого не видит. А может быть так, что сделать это должны другие пассажиры, потому что у пострадавшего болевой шок. Даже если пассажир травмирован не сильно, все равно ему необходимо подойти к водителю и предупредить, что, если его состояние ухудшится, он обратится в учреждение здравоохранения за медпомощью, а затем за выплатой страхового возмещения».

Наталья Левко отметила, что страховка покрывает возмещение ущерба вне зависимости от того, есть вина водителя или ее нет. Одним из главных документов является акт о причинении вреда. Его составляет страхователь-перевозчик, а страховая компания может сделать по поводу него запрос. Для определения тяжести полученной травмы необходимо заключение судмедэкспертизы. Потерпевший может ее пройти сам, заплатив за это определенную сумму, или получить направление от дознавателя, проводящего проверку. Если пострадавший пишет заявление в ГАИ, то проводится проверка обстоятельств ДТП. В этом случае экспертизу он проходит бесплатно.

«Один экземпляр такого заключения выдается потерпевшему, а второй отправляется в страховую компанию по ее запросу, – продолжила Наталья Левко. – Еще один документ, который предоставляется нам, – выписка из больничной карты или эпикриз, то есть справка об оказании медицинской помощи. К каждому потерпевшему у нас подход индивидуальный».

Выплата порядка 50 евро

По поводу того, насколько часты страховые случаи, начальник сектора урегулирования убытков этого же представительства Денис Могилев пояснил, что бывают месяцы, когда нет ни одного. А бывает, что за этот срок обращаются несколько пассажиров. Чаще всего это происходит в летние месяцы.

«Я работаю недавно, при мне самая большая такого рода страховая выплата – 3 тыс. евро, – отметил он. – У пострадавшей были тяжелый перелом и масса сопутствующих повреждений. Экспертиза определила это как тяжкое телесное повреждение, повлекшее длительное расстройство здоровья. А если получены легкие телесные повреждения, не повлекшие за собой кратковременного расстройства здоровья, что бывает чаще всего, то выплата составляет порядка 50 евро. Если предоставлены все необходимые документы, то мы обязаны произвести пострадавшему выплату в течение 2 рабочих дней. Никаких затяжек быть не может».

У автопарка с начала года шесть актов

Начальник службы безопасности движения автопарка№1 г. Бреста Михаил Богданов рассказал, что с начала текущего года были составлены 6 актов о причинении вреда здоровью граждан. Но обращений по поводу травм было больше.

«Все пассажиры, которые пользуются общественным транспортом, застрахованы, – пояснил он. – Все, что произошло с пассажиром в момент посадки или высадки, а также внутри салона, вне зависимости от того, двигалось транспортное средство или нет, является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому перевозчик обязан выписать акт. У нас, как правило, в подобных случаях вины водителя нет. Но если есть пострадавший, то акт оформляем вне зависимости от того, есть вина водителя или нет».

По его словам, в ходе разбирательств нередко выясняется, что пассажир стоял в салоне и не держался за поручень, потому и упал. В основном пассажиры из-за падения получают легкие травмы, не повлекшие расстройства здоровья. Тяжкие случаются редко.

Начальник отдела перевозок «Брестгортранса» Сергей Горбацкий сообщил, что пассажиры маршрутных такси в случае получения травмы по поводу составления акта напрямую связываются с перевозчиком.

«Если пассажир упал в маршрутке, нужно, чтобы у него в обязательном порядке был билет об оплате проезда, – пояснил он. – Водитель не выдает его – звоните нашему диспетчеру. Пассажир объяснит ситуацию, а диспетчер уже свяжется непосредственно с перевозчиком, руководителем транспортного предприятия или с ИП. Ведь у него пострадавший должен взять акт по факту случившегося».

Докажи, что в троллейбусе!

Инженер по безопасности движения троллейбусного парка г. Бреста Александр Полетило заверил, что по каждому случаю травматизма здесь проводится внутреннее расследование.

«Очень обстоятельно разбираемся, и водители постоянно инструктируются, – сообщил наш собеседник. – Обязательно берем объяснительную у водителя. Создается комиссия, которая проверяет достоверность произошедшего. Легче всего установить, как все было, если есть свидетели. Важно определить, действительно ли гражданин находился на момент получения травмы в троллейбусе. Были случаи, падает человек на остановочной площадке, а это уже не страховой случай, а потом утверждает, что это произошло в троллейбусе».

Он рассказал, что один брестчанин трижды за год обращался с одним и тем же поломанным пальцем обращался за страховкой. Как оказалось, эту травму он в другом месте получал, но каждый раз шел в троллейбусный парк в надежде, что удастся разжиться деньгами.

По словам Александра Полетило, если только поступила жалоба, даже пусть не от самого потерпевшего, а от свидетеля его травмирования, водитель сразу обязан остановить автобус. Пассажиры высаживаются, вызывается ГАИ, чтобы зафиксировать происшествие. А вот если потерпевший скрыл от водителя факт получения травмы, промолчал, то потом ему будет сложно найти доказательства. Ведь если нет достоверных сведений, пассажир потом может говорить что угодно, но без них перевозчик выдавать акт не имеет права.

«В 2012-2013 годах по 15 – 20 актов о травмах выдавалось, – отметил инженер по безопасности движения. – С начала текущего года обращения по этому поводу были, но в итоге после проверок выдан всего один акт».

Что делать, если вы получили травму в общественном транспорте?

  1. Немедленно сообщить об этом водителю. Он должен вызвать скорую помощь и милицию.
  2. Потребовать, чтобы был составлен акт о происшествии в письменном виде.
  3. Пройти медэкспертизу.
  4. Обратиться в страховую компанию с паспортом и проездными документами, актом о происшествии от перевозчика (компания может его запросить сама), справкой об оказании вам медпомощи и заключением судмедэксперта. Компания может потребовать и дополнительные документы.
  5. Помимо получения страховых выплат пострадавший может подать на перевозчика в суд и взыскать моральный ущерб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автобус резко тормозит на перекрестке – и с десяток пассажиров летят по салону не в силах удержать равновесие. Поднимаясь на ноги и потирая ушибленные места, они, на чем свет стоит, проклинают водителя (самое мягкое выражение в его адрес – «не дрова везешь!») и вспоминают о своих правах.

Самые активные их «качают» на месте, и редко кто действительно знает, на что может рассчитывать в случае получения травмы в общественном транспорте, и доходит до суда.

Одна невыдуманная история

Читатель портала www.interfax.by Виктор Алексеев рассказал нам одну любопытную историю. На минувшей неделе он, садясь в автобус №77 на остановке «Поликлиника №31», ударился головой о незакрытую часть панели задней двери. Пассажир обратился к водителю с просьбой устранить неисправность, однако у того не нашлось с собой инструментов. Записав номер автобуса и фамилию водителя, Виктор Алексеев отправился по своим делам, возмущаясь халатности технических служб автопарка.

«И водитель ведь знал, что у него неисправность, и, тем не менее, выехал на рейс, не позаботившись о безопасности пассажиров», — недоумевал тот.

На следующий день Виктор обратился на горячую линию «Минсктранса», где рассказал о происшествии. На том конце провода пообещали разобраться и сообщить о принятых мерах. А на следующий день нашему читателю позвонил… начальник автопарка, которому принадлежал тот автобус. Уточнив все нюансы произошедшего, он, по словам Алексеева, «даже не извинился». Как показалось пассажиру, «начальника автоколонны больше интересовал вопрос, достаточно ли того, что он позвонил, или он должен кого-то наказать: механика, выпустившего неисправный автобус из автопарка и (или) водителя».

Несмотря на последствия травмы в виде головной боли, синяка и ссадины на лбу, пострадавший не стал обращаться к врачу за справкой, поэтому и рассчитывать на возмещение ущерба не может. Но его волнует другое: «Не уверен, изменится ли что-то в сторону улучшения организации пассажирских перевозок или все останется по-прежнему, и мы будем являться заложниками чьей-то халатности и безразличия, — отметил расстроенный пассажир.

Реакция автопарка: автобус новый, водитель опытный

В автопарке №5 корреспондента портала www.interfax.by убедили, что такие происшествия случаются крайне редко, а в данном случае возникшую поломку можно считать случайностью.

«Автобус на маршруте был нестарый, водитель опытный. Изучив жалобу, мы пришли к выводу, что в результате вибрации люк оторвался от крепления и повис в салоне», — объяснил заместитель директора автопарка Виталий Леоновец.

Работники автопарка исключают вариант, при котором автобус мог отправиться на маршрут неисправным. По их словам, перед выездом на маршрут автобус проходил проверку, и в нем все было исправно. А обнаружив поломку, водитель взял на себя ответственность довезти пассажиров до конца маршрута. Заднюю дверь для входа и выхода пассажиров он больше не использовал. Доехав до конечной станции, водитель повез свое транспортное средство в парк.

На данный момент в парке проводится проверка по поступившей от пострадавшего пассажира жалобе, результаты которой обещали сообщить Interfax.by.

«Подобные жалобы и обращения в наш адрес крайне редки, — отмечает В.Леоновец. – В дороге действительно случается всякое, иногда водители вынуждены экстренно тормозить, избегая ДТП. Что делать в таких случаях, наши водители прекрасно знают: они строго проинструктированы. В случае получения пассажирами травм, они вызывают сотрудников службы безопасности дорожного движения, после чего на пострадавшего оформляется страховка».

«Хотелось бы напомнить пассажирам, чтобы они обращались к водителю за помощью при возникновении подобных ситуаций. Это первое, что стоить сделать при получении каких-либо травм на общественном транспорте», — добавил он.

Как вести себя пострадавшему?

К слову, если вы получили травму при экстренном торможении, в результате ДТП или при других обстоятельствах, вы вправе потребовать возмещение ущерба. Однако для этого должны быть соблюдены определенные условия:

  • Вы должны поставить в известность водителя о полученных вами повреждениях, также попросите его зафиксировать данное происшествие и вызвать врача.
  • На месте происшествия стоит записать фамилию водителя, а также инвентарный номер того транспортного средства, в котором вы находитесь.
  • Вы должны иметь талончик, проездной или другой документ, удостоверяющий, что вы являетесь пассажиром данного транспортного средства.
  • Постарайтесь записать данные свидетелей происшествия – других пассажиров транспортного средства. Приезда ГАИ они могут и не дождаться, а их фамилии и имена, а также контактные номера телефонов, могли бы помочь вам впоследствии доказать свои претензии.
  • При ДТП не спешите покидать место происшествия: дождитесь сотрудников ГАИ и оставьте им свои показания. В этом случае у вас не возникнет проблем при выплате страховки.
  • Обратитесь к врачу, чтобы он зафиксировал полученные вами повреждения и травмы.
  • Помните: акт о страховом случае составляется на основании акта ГАИ, справки из медицинского учреждения и заключения судебно-медицинской экспертизы о степени тяжести причиненных повреждений. Последняя составляется после оформления двух первых документов, а от заключения судебно-медицинской экспертизы напрямую зависит сумма страховой выплаты.
  • Имейте в виду: в некоторых страховых компаниях вы можете застраховать себя и свою семью от травм, и в эту страховку войдет также страховка от травм на транспорте.

Источники: http://xn—-7sbahci7bc6aeb7akd.xn--p1ai/stati/article_post/travma-v-obshchestvennom-transporte-chto-delat, http://www.b-g.by/society/situacii/esli-poluchili-travmu-v-obshhestvennom-transporte-tut-zhe-obrashhaytes-k-voditelyu/, http://www.interfax.by/article/85734

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *