Сроки оплаты товара по закону

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий максимально возможный 30-дневный срок для оплаты госзаказчиками товаров, работ или услуг с момента подписания документа об их приемке (Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 83-ФЗ). Документ вступил в силу со вчерашнего дня.

Отметим, что в законе предусматриваются исключения из общего правила о сроке оплаты. В частности, если правительством в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. А также при оплате обязательств по контрактам с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными НКО – по ним госзаказчикам будет необходимо расплатиться в течение 15 рабочих дней. При этом ранее 30-дневный предельный срок оплаты исполненных обязательств был установлен только в отношении контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными НКО, которые были единственными участниками закупки.

Должен ли организатор закупки давать разъяснения, если участник направит запрос о даче разъяснений положений документации позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок (то есть за 2 дня или за 1 день)? Ответ – в «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что в апреле текущего года Госдумой в первом чтении принят законопроект, предусматривающий административную ответственность за нарушение срока и порядка оплаты по госконтрактам. Речь идет о дополнении КоАП новой статьей, которая предусматривает, в частности, санкцию за первое подобное нарушение в виде штрафа в размере до 50 тыс. руб., за повторное, то есть совершенное в течение года после назначения наказания за первое, – дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

«Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 2

Какие формулировки договора поставки содержат скрытые основания для отсрочки оплаты, не предусмотренные Законом о торговле ? Ограничивают ли требования Закона о торговле отсрочку оплаты товаров, если таковая предоставлена поставщиком на условиях коммерческого кредита? Как определяется срок оплаты для «смешанных» партий товаров (в одной партии представлены товары с разными сроками годности)?

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В ч. 7 ст. 9 Закона о торговле зафиксированы предельные сроки оплаты продовольственных товаров со дня их приемки покупателем, осуществляющим торговую деятельность:

  1. товары со сроком годности менее 10 дней подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней;
  2. товары со сроком годности от 10 до 30 дней включительно — в срок не позднее чем 30 календарных дней;
  3. товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, — в срок не позднее чем 45 календарных дней.

Сразу скажем, что установление срока отсрочки оплаты в банковских, а не в рабочих днях (например: «оплата товара производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 10 банковских дней. «) расценивается ФАС как нарушение п. 1 ч. 7 ст. 9 Закона о торговле. Дело в том, что в гражданском законодательстве РФ отсутствует понятие «рабочий банковский день». Есть понятия «рабочий день» и «нерабочий день». Кроме того, Закон о торговле однозначно определяет срок оплаты определенной группы товаров в рабочих днях .

См. Решение и Предписание Комиссии Псковского УФАС от 10.12.2010 по делу N 65/381/13/10-КТ (http://pskov.fas.gov.ru/solution/6367).

Согласно ч. 8, 9 ст. 9 Закона о торговле оплата продовольственных товаров в вышеуказанные сроки (ч. 7 ст. 9) осуществляется при условии исполнения поставщиком обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам таких товаров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и договором поставки продовольственных товаров. Если поставщик не передает или отказывается передать покупателю указанные сопроводительные документы, то сроки оплаты продовольственных товаров (по ч. 7 ст. 9) увеличиваются на период их предоставления поставщиком по запросу покупателя. Учтите, счет-фактура не относится к документам, отсутствие которых позволяет покупателю повременить с оплатой поставленных товаров. Условие договора поставки, на основании которого оплата товара производится только после получения покупателем соответствующего счета-фактуры, надлежаще оформленного согласно действующему налоговому законодательству РФ, противоречит ч. 8 ст. 9 Закона о торговле. Счет-фактура не является документом, относящимся к товару и подлежащим передаче покупателю во исполнение условий договора. Счет-фактура выставляется не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара, а не непосредственно в момент отгрузки товара (п. 3 ст. 168 НК РФ). В некоторых ситуациях с учетом местоположения предприятия счет-фактуру приходится отправлять по почте. Срок доставки письма не может быть достоверно известен. Счет-фактура не является выплатным документом. Основанием для оплаты служит товарная накладная. Товар поступает после передачи товарной накладной сразу на реализацию, а не когда поступит счет-фактура .

См. тот же документ.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб., на юридических лиц — от 1 млн до 5 млн руб.

Статья 14.42 КоАП РФ введена Федеральным законом от 28.12.2010 N 411-ФЗ (действует с 31.12.2010).

В Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 N А62-2172/2011 отмечается, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ, не может быть признано судом малозначительным независимо от наступления либо отсутствия вредных последствий, поскольку такие последствия не являются обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Кроме того, целью Закона о торговле является обеспечение реализации единой государственной политики в сфере торговли, обеспечение устойчивости товарного рынка и противодействие злоупотреблению сетей розничной торговли своим положением. Неисполнение покупателем требований Закона о торговле свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере торговли, а поэтому данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.

Отсрочка оплаты, не предусмотренная Законом о торговле

Как показала практика, правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ, не ограничивается прямым указанием в договоре большего срока отсрочки оплаты продовольственных товаров (в днях), чем определено ч. 7 ст. 9 Закона о торговле. Более длительные отсрочки могут устанавливаться договором поставки в неявной, завуалированной форме. Так, обратимся к Решению АС Ивановской области от 01.12.2011 N А17-6007/2011. УФАС привлекло компанию-покупателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 1 млн руб. в связи с тем, что в договор поставки было включено условие о том, что покупатель не производит оплату партии товара, поставленной на условиях отсрочки платежа, до момента оплаты поставщиком штрафных санкций за нарушение обязательств по договору. При этом в другом пункте договора были прописаны сроки оплаты товаров, соответствующие ч. 7 ст. 9 Закона о торговле. Оспаривая решение УФАС, покупатель указал, что практическое применение пункта о первоочередной уплате штрафных санкций возможно лишь при соблюдении ряда условий, выраженных в последовательных действиях: нарушение договорных обязательств поставщиком товара, принятие покупателем решения о необходимости применения к поставщику штрафных санкций и направление претензии, превышение поставщиком срока уплаты (либо отказ от уплаты) штрафных санкций над установленным договором сроком оплаты товаров, поставленных с отсрочкой платежа. Покупатель также представил суду письмо поставщика, подтверждающее, что фактически положения вышеназванного пункта договора к нему не применялись.

УФАС отметило, что по смыслу пункта договора поставки о первоочередной уплате штрафных санкций покупатель установил дополнительное основание для отсрочки оплаты поставленной продукции, не предусмотренное Законом о торговле. В связи с тем что штрафные санкции в отношении поставщика продовольственных товаров предусмотрены несколькими пунктами договора поставки, достаточно высока вероятность наступления событий, за которые предусмотрены такие санкции. В случае когда поставщику выставлено требование об уплате неустойки (штрафных санкций) за нарушение обязательств по договору, поставщику может потребоваться некоторое время для ознакомления с претензиями торговой сети и для уплаты неустойки либо для оспаривания претензий, что в соответствии с условием о первоочередной уплате штрафов может повлечь нарушение предусмотренных ч. 7 ст. 9 Закона о торговле сроков оплаты поставленного товара. Состав ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ является формальным, поэтому допущенное компанией нарушение представляет существенную угрозу общественным отношениям в сфере осуществления предпринимательской деятельности в силу самого факта нарушения вне зависимости от последствий, которые данные действия повлекли.

Обратите внимание! Условие договора поставки о том, что покупатель не производит оплату партии товара, поставленной на условиях отсрочки платежа, до момента оплаты поставщиком штрафных санкций за нарушение обязательств по договору, противоречит Закону о торговле.

Впрочем, необходимо отметить, что в данном деле суд отменил постановление о привлечении компании к административной ответственности, ссылаясь на то, что оно было вынесено за пределами сроков давности. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Анализ диспозиции ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ свидетельствует, что предусмотренное данной нормой правонарушение не может быть отнесено к категории длящихся, поскольку его объективную сторону образуют конкретные действия по установлению в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом. Действия по установлению в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты считаются оконченными в момент заключения договора либо внесения в договор соответствующих изменений.

К сведению. Правонарушение в виде установления в договоре поставки сроков оплаты товаров, превышающих сроки, предусмотренные ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, не относится к длящимся, поэтому постановление о привлечении к административной ответственности за такое правонарушение не может быть вынесено по истечении двух месяцев с момента заключения договора поставки либо внесения соответствующих изменений в части отсрочки оплаты товаров.

Недопустимо включение в договор поставки также условия о том, что оплата товара производится по факту реализации за отчетный период (Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2012 N А55-8304/2012). Во-первых, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок исполнения обязательства может определяться посредством указания на событие, которое должно неизбежно наступить (ст. 190 ГК РФ). Реализация товара покупателем не обладает качеством неизбежности наступления, в связи с чем не соответствует требованиям ч. 2 ст. 190 ГК РФ. Во-вторых, при согласовании срока оплаты стороны должны учитывать, что для некоторых видов товаров отсрочка оплаты может быть регламентирована нормативным актом. В таком случае условие договора о сроке не должно противоречить положениям этого акта (п. 4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ). Так, отсрочка оплаты по договору поставки продовольственных товаров не может превышать сроки, указанные в Законе о торговле. Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Условие о сроке оплаты, противоречащее закону или иному правовому акту, является ничтожным на основании ст. 168 ГК РФ. Однако это обстоятельство не делает недействительным весь договор (ст. 180 ГК РФ).

О коммерческом кредите

Исходя из положений п. 1 ст. 823 ГК РФ договорами поставки продовольственных товаров может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде отсрочки оплаты товаров (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. Согласно п. 2 ст. 823 ГК РФ к коммерческому кредиту соответственно применяются правила гл. 42 «Заем и кредит», если иное не предусмотрено правилами о договоре поставки, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

В связи с этим возникает вопрос: если отсрочка оплаты товаров предоставлена поставщиком покупателю на условиях коммерческого кредита, распространяются ли на нее ограничения, установленные ч. 7 ст. 9 Закона о торговле?

В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 N А14-9528/2011 рассмотрена ситуация, когда договором поставки предусмотрено, что оплата продукции производится по мере реализации, но не позднее 15 календарных дней с даты поставки каждой партии товара (алкогольной продукции, предельная отсрочка оплаты по которой согласно Закону о торговле — 45 дней), при этом покупатель вправе оплатить продукцию по истечении указанного 15-дневного срока, уплатив поставщику плату за пользование коммерческим кредитом (в размере 1% от стоимости отгруженной продукции за каждый день, которая вносится покупателем не позднее каждого 10-го дня с момента истечения 15-дневного срока).

Как отметил суд, при коммерческом кредите в договор включается условие, в силу которого одна сторона предоставляет другой стороне отсрочку или рассрочку исполнения какой-либо обязанности (уплатить деньги либо передать имущество, выполнить работы или услуги). Коммерческим кредитованием может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязательств по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом по смыслу ст. 823 ГК РФ обязательства коммерческого кредитования возникают при достижении сторонами соглашения о предоставлении коммерческого кредита и об обязанности уплачивать по нему проценты. Проценты за пользование коммерческим кредитом являются платой за пользование денежными средствами и подлежат уплате с момента, определенного законом или договором. Арбитры указали, что стороны договора поставки вправе были предусмотреть предоставление продавцом покупателю коммерческого кредита (отсрочки оплаты товара) с уплатой процентов на сумму кредита. Нарушение покупателем сроков оплаты поставленного товара с учетом условий договора об отсрочке оплаты свидетельствует о пользовании покупателем денежными средствами поставщика как коммерческим кредитом. Пункт договора поставки продовольственных товаров о предоставлении коммерческого кредита не противоречит действующему законодательству. Договор поставки следует отнести к смешанным договорам, регулирующим отношения его сторон как по поставке товара, так и по предоставлению коммерческого кредита.

Обратите внимание! Положения Закона о торговле не распространяются на отношения сторон, связанные с предоставлением коммерческого кредита.

Получается, поскольку Закон о торговле не регулирует вопросы коммерческого кредитования, в договоре поставки продовольственных товаров может быть прописано, например, что поставщик предоставляет покупателю отсрочку оплаты товаров на определенное количество дней (в пределах сроков, предусмотренных ч. 7 ст. 9 Закона о торговле (10 рабочих, 30 и 45 календарных дней в зависимости от сроков годности)), при этом, если покупатель не рассчитывается за товар в пределах согласованных сроков, то со следующего дня после истечения этих сроков отсрочка оплаты товаров считается предоставленной на условиях коммерческого кредита, за пользование которым взимается определенный процент. Здесь нет противоречия закону, ведь стороны вправе согласовать в договоре любой порядок уплаты процентов по коммерческому кредиту (п. 1 ст. 809, п. 2 ст. 823 ГК РФ).

Таким образом, инструмент коммерческого кредитования позволяет рассчитаться покупателю за товар в более поздние сроки, чем те, что регламентированы Законом о торговле, правда, уплатив за это поставщику некоторую сумму — плату за кредит. Однако необходимо принимать во внимание возможное отрицательное отношение антимонопольной службы к этому способу законным образом увеличить отсрочку оплаты товара. Такой вывод подкрепляют разъяснения ФАС в части использования факторинга, приведенные в Методическом пособии. Напомним, согласно позиции ФАС в случае заключения договора финансирования под уступку денежного требования, по которому финансовый агент передает или обязуется передать клиенту — поставщику продовольственных товаров денежные средства в счет денежного требования поставщика к покупателю (осуществляющему торговую деятельность), возникшего из договора между ними, а поставщик уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование, покупатель должен погасить денежное требование финансового агента с учетом правил определения сроков оплаты продовольственных товаров, установленных в ч. 7 ст. 9 Закона о торговле. Антимонопольная служба предупреждает, что несоблюдение указанных правил будет рассматриваться ею как нарушение Закона о торговле. Правда, на наш взгляд, правомерность данного подхода сомнительна. Дело в том, что если поставщик находится на факторинговом обслуживании, то покупатель должен гасить задолженность за поставленный товар финансовому агенту, а не поставщику. Обязательства покупателя произвести платеж финансовому агенту возникают из договора финансирования под уступку денежного требования, на который положения Закона о торговле не распространяются. Иными словами, фактор и покупатель-должник могут договариваться о большей отсрочке платежа (так называемом периоде ожидания), что прописано в Законе о торговле. Повторимся, высказанная нами позиция не соответствует разъяснениям ФАС и, возможно, ее придется отстаивать в суде.

Оплата партии товаров с разными сроками годности

В связи с установлением предельных сроков оплаты торговыми организациями продовольственной продукции поставщику в зависимости от сроков годности указанной продукции возникла проблема определения срока оплаты для «смешанных» партий, когда в одной и той же партии продукции, на которую оформляется договор и выставляется счет, могут быть представлены товары с разными сроками годности. Закон не определяет механизма установления предельного срока оплаты счета в данном случае. В связи с указанной неопределенностью получила распространение практика оплаты «смешанных» партий товаров в соответствии с максимально допустимым сроком отсрочки платежа — 45 календарных дней . Полагаем, данная практика противозаконна. Напомним, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. По правилам ч. 7 ст. 9 Закона о торговле предельные сроки оплаты продовольственных товаров зависят от сроков годности этих товаров и могут быть продлены только в случаях, указанных в ч. 9 ст. 9 Закона о торговле. С учетом изложенного отступление от требований Закона о торговле по срокам оплаты товаров влечет недействительность таких условий как противоречащих нормам закона (ст. 168 ГК РФ). При этом недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ). Соответственно, условия договора поставки продовольственных товаров, противоречащие требованиям ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, не должны применяться сторонами договора. Оплата продовольственных товаров должна производиться в соответствии со сроками годности даже в тех случаях, когда в договоре указаны иные сроки оплаты или они не установлены.

Пункты 5.3, 5.4 Заключения Минэкономразвития об оценке положений Закона о торговле от 30.06.2012 (http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depRegulatingInfluence/doc20120706_02).

Как уже было сказано, административная ответственность за включение в договор поставки продовольственных товаров более длительных отсрочек оплаты, чем допускает Закон о торговле, предусмотрена ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ. Акцентируем внимание: ответственность введена лишь за установление сроков оплаты, превышающих утвержденные. Иначе говоря, в тех случаях, когда формально требования Закона о торговле в части сроков оплаты товаров соблюдены, но фактически имеют место просрочки в оплате, норма ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ не работает (административные санкции не применяются). Впрочем, поставщик не лишен возможности в таких случаях применять к нарушителю меры гражданско-правовой ответственности в виде взыскания процентов за неисполнение денежного обязательства в соответствии со ст. 395 ГК РФ и ст. 21 Закона о торговле.

Подытожим. Отсрочка оплаты продовольственных товаров должна устанавливаться строго в рабочих (п. 1 ч. 7 ст. 9 Закона о торговле) или календарных днях (п. п. 2, 3 ч. 7 ст. 9 Закона о торговле). В договор поставки не могут быть включены условия, которые при определенных обстоятельствах пролонгируют оплату товара вразрез с требованиями Закона о торговле, например условие об оплате товара покупателем только после уплаты поставщиком штрафных санкций. Отсрочка оплаты, предоставленная на условиях коммерческого кредита, может превышать максимальные сроки, зафиксированные в ч. 7 ст. 9 Закона о торговле. При оплате «смешанных» партий товаров отступление от требований Закона о торговле не допускается, то есть каждый товар должен быть оплачен в соответствии со своим сроком годности.

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики. И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Новый закон о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

  • Внешней торговли;
  • Организации торгов;
  • Сбыта продукции на рынках в розницу;
  • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция здесь:

Основные понятия

В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

Поправки в закон о торговле

Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

  • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
  • Неправомерно завышать или занижать цены;
  • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
  • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

Отсрочка платежа по закону о торговле

Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

  • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
  • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
  • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

Выездная торговля

Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

Источники: http://www.garant.ru/news/1108389/, http://wiseeconomist.ru/poleznoe/86441-zakon-torgovle-sroki-oplaty-tovara, http://210fz.ru/zakon-o-torgovle-2/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *