Способности развитие способностей у юриста

Способность — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые

определяют возможности человека в конкретном виде деятельности.

Различаются общие способности, присущие в той или иной мере всем людям, то есть такие свойства людей, которые необходимы для всех видов деятельности: в труде, в познании, общении и т.д.

Общие способности подразделяются на сложные — способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные способность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д.

Без соответствующего уровня развития этих элементарных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности.

Преимущественное развитие отдельных элементарных и сложных способностей создает предпосылку для развития индивидуальных специальных способностей. Они определяются особенностями психомоторной и сенсорной организации личности, индивидуальными особенностями памяти, мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы.

При определении профессиональной пригодности человека к деятельности юриста существенное значение имеют многие его свойства:

1) высокая переключаемость с одного вида деятельности на другой;

2) устойчивость к длительным однообразным воздействиям и к эмоциональным перенапряжениям;

3) способность устанавливать психологические контакты в общении;

4) личная организованность и способность к организации деятельности других людей.

К профессии юриста, особенно следователя, относятся также все требования, предъявляемые к творческому умственному труду — способность применять нестандартные методы решения проблем, видеть в них основные взаимосвязи, обнаруживать возможности реконструкции элементов для нового их функционирования, видеть проблему там, где все кажется ясным и решенным.

Врожденные типологические свойства личности, особенности темперамента, проявляются во всяком виде деятельности.

Однако для конкретной деятельности существенное значение имеют свойства личности, сформированные в процессе ее жизнедеятельности.

Способность — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют возможности человека в конкретном виде деятельности.

Способности являются функциональной интеграцией таких свойств личности, которые более всего необходимы для совершения данного вида деятельности. Способности — это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим и психическим возможностям человека.

Различаются общие способности, присущие в той или иной мере всем людям, то есть такие свойства людей, которые необходимы для всех видов деятельности: в труде, в познании, общении и т.д.

Общие способности подразделяются на сложные — способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные — способность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д.

Без соответствующего уровня развития этих элементарных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности.

Преимущественное развитие отдельных элементарных и сложных способностей создает предпосылку для развития индивидуальных специальных способностей. Они определяются особенностями психомоторной и сенсорной организации личности, индивидуальными особенностями памяти, мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы.

Охарактеризуем основные индивидуальные особенности личности, связанные со специальными способностями.

Психомоторная организация личности — особенности психической регуляции движений; они проявляются в траектории, скорости, темпе и силе движений, в их свободе или напряженности. Резкость движений человека затрудняет овладение им теми профессиями, которые требуют точности движений, а недостаточная координация движений затрудняет деятельность в области гимнастики, хореографии и т.д.

Сенсорная организация личности — свойственный человеку уровень развития чувствительности различных анализаторов и объединения их в сенсорную систему.

Чувствительность анализаторов значительно изменяется в зависимости от содержания деятельности (сенсибилизация). Так, опытные шлифовальщики способны увидеть просветы величиной 0,05 мм, тогда как все другие люди видят просветы величиной лишь в 0,1 мм. Сталевары с большим опытом работы устанавливают по едва заметным световым оттенкам расплавленной стали ее температуру и наличие в ней определенных примесей. Художники способны видеть разницу в величине двух предметов даже в тех случаях, когда они различаются на одну сотую часть.

Перцептивная организация личности — индивидуальные особенности восприятия (аналитический или синтетический тип).

Люди с аналитическим типом восприятия склонны выделять прежде всего детали, частности, подробности. У них иногда несколько затруднено понимание явления в целом.

Люди с синтетическим типом восприятия склонны к обобщенному отражению предметов и явлений без четкого вычленения деталей и отдельных элементов.

Можно выделить также эмоциональный тип восприятия, который характеризуется концентрацией внимания не столько на объекте восприятия, сколько на переживаниях, вызванных этим объектом.

Существенно также такое качество личности, как наблюдательность, особенно для профессии юриста.

Мнемическая организация личности — преимущественное развитие отдельных видов и качеств памяти. Например, у философов, математиков и т.п. более развита логическая память, у артистов — эмоциональная и образная, у композиторов — слуховая.

Интеллектуальная организация личности — индивидуальные особенности мышления:

1) последовательность и доказательность мышления;

2) способность к обобщению фактического материала;

3) способность соотносить условия задачи с имеющимися данными, определять недостающие звенья и последовательность задач при решении той или иной проблемы;

4) установление существенных связей между явлениями и четкое отчленение их от несущественных случайных связей;

5) способность отказаться от сложившихся шаблонов мышления, проявлять гибкость ума, находить новую точку зрения на те или иные обстоятельства.

Эмоциональная сфера личности — эмоциональная реактивность, возбудимость, степень влияния эмоций на другие психические процессы — эмоциональная устойчивость, стенический или астенический характер эмоций.

У каждого человека есть своя сфера наиболее приятных для него переживаний 1 . Это и определяет тип эмоциональной направленности личности. В эмоциональной сфере человека могут преобладать стремления к удовольствию, к познавательным эмоциям, к эстетическому наслаждению, к эмоциям, связанным с практической деятельностью или выполнением нравственного долга, а также такие типичные состояния, как жизнерадостность, тревожность, агрессивность и т.п.

Волевая сфера личности характеризуется такими свойствами, как сила воли — способность к необходимым волевым усилиям, напряжениям, стойкость воли, способность к многократным волевым актам, самостоятельность или внушаемость, а также решительность — способность быстро оценивать обстановку и принимать конкретные решения.

Волевые качества личности, являясь чертами характера, имеют прямое отношение к способностям личности.

Развитие отдельных общих способностей создает возможность для формирования специальных способностей. Но каждый человек имеет присущие только ему способности в отдельных видах деятельности и в то же время определенную неспособность к другим видам деятельности, то есть такие свойства, которые являются неблагоприятными для отдельных видов деятельности.

Таким образом, не существует хороших или плохих способностей, а существует способность или неспособность к той или иной деятельности. Нельзя считать, что каждый человек в одинаковой мере способен ко всем видам деятельности. Однако у человека могут и должны быть развиты разнообразные способности.

Способности связаны с историческим развитием общества. Способности людей развиваются в процессе удовлетворения ими постоянно усложняющихся потребностей. Возникновение новых областей деятельности приводит к развитию новых способностей. Непрерывный процесс специализации труда лежит в основе постоянного расширения человеческих способностей.

Совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность человека в широких областях деятельности, называется одаренностью.

Высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов, называется талантом. Уникальные способности, позволяющие достигать выдающихся результатов, которые являются достижениями эпохи, называются гениальностью (схема 9).

Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую пока еще никто не видит.

Взаимосвязь биологического и социального в структуре способностей. От рождения человек не имеет никаких способностей. Однако у человека имеются определенные природные предпосылки для последующего их развития в определенных социальных условиях в качестве способностей. Врожденными являются задатки человека — анатомо-физиологические особенности индивида и прежде всего врожденные особенности его нервной системы. Так, соответствующие свойства зрительного анализатора и художественный тип высшей нервной деятельности являются врожденной предпосылкой, условием формирования изобразительных способностей. Однако ни исключительный слух, ни исключительное зрение без соответствующего обучения и воспитания не приводят к формированию способностей. Врожденные задатки многозначны, на их основе в зависимости от условий жизнедеятельности человека могут быть выработаны различные способности.

Рассмотренные в предыдущем параграфе четыре типа высшей нервной деятельности, имеющиеся как у человека, так и у животных и определяющие динамику психических процессов, являются одной из существенных природных предпосылок формирования тех или иных способностей. Однако, как было указано в первом разделе, существуют и сугубо человеческие типы высшей нервной деятельности, определяемые соотношением в деятельности первой и второй сигнальной систем. У отдельных людей относительно преобладает первая сигнальная система — художественный тип, у других — вторая сигнальная система — мыслительный тип, у третьих сигнальные системы уравновешены — средний тип.

Предрасположенность художественного типа к образным представлениям, к творческому воображению, к воплощению мысли в художественных образах, а мыслительного типа — к обобщенному, абстрактному мышлению в известной мере оказывает влияние на результативность деятельности человека в соответствующих сферах творческого труда.

Развитие способностей связано с усвоением и творческим применением знаний, навыков и умений. Особенно важна обобщенность знаний и умений — способность человека использовать их в различных ситуациях. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам. Способность — это устойчивые функциональные возможности личности. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями и умениями.

При определении профессиональной пригодности человека к деятельности юриста существенное значение имеют многие его свойства; отметим среди них следующие:

1) высокая переключаемость с одного вида деятельности на другой;

2) устойчивость к длительным однообразным воздействиям и к эмоциональным перенапряжениям;

3) способность устанавливать психологические контакты в общении;

4) личная организованность и способность к организации деятельности других людей.

К профессии юриста, особенно следователя, относятся также все требования, предъявляемые к творческому умственному труду — способность применять нестандартные методы решения проблем, видеть в них основные взаимосвязи, обнаруживать возможности реконструкции элементов для нового их функционирования, видеть проблему там, где все кажется ясным и решенным

Социально-юридические способности обусловлены социальным предназначением и положением юриста. Основные требования к его личности, к его способностям быть юристом — прокурором, судьей, адвокатом, сотрудником милиции, качественно достигать целей укрепления законности и правопорядка — определяются его социальной ролью, его положением государственного человека, представителя власти.

Гражданственность — одно из качеств, отвечающих социально-юридическим требованиям. Юристы всегда принадлежали к прогрессивной и авангардной части общества. Им и ныне присущи выраженное неравнодушие к проблемам общества, озабоченность его будущим, настойчивые поиски путей процветания и повышения блага народа, активно-действенная позиция, выраженная в личном участии в ускорении продвижения к желаемому будущему. Активная гражданская позиция юриста трансформируется в активно-профессиональную, связанную со стремлением к деятельному участию в укреплении законности и правопорядка. Гражданственность находит выражение в способности руководствоваться высшими общественными идеалами, идти к их реализации упорно, относиться к этому ответственно и оптимистично. Если гражданственность слабо развита у конкретного человека, вступившего на стезю юридической деятельности, то, скорее всего, из него выйдет формалист, а возможно, и человек, превращающий службу в свою кормушку.

Моральность юриста — второе социально-психологическое качество. Юрист должен быть в принципе хорошим, честным, порядочным, трудолюбивым, совестливым, требовательным к себе человеком, сознающим, что нельзя утверждать мораль, будучи аморальным.

Гуманистичность (от лат. — человеческий, человечный) — качество, которое издавна, а ныне в особенности, определяет способность юриста быть настоящим профессионалом в правоохранительных органах. Гуманизм — система идей, особое мировоззрение, в центре которых стоит признание человека как высшей ценности общества, приоритетности его прав и свобод, заботы о благе человека, защиты его прав и свобод как высших критериев оценки справедливости общества и существующих в нем общественных отношений. Цивилизованное общество, построенное на идеях гуманизма, — это всегда и правовое общество; цивилизованный человек — это человек с гуманистическими взглядами, с соответствующим поведением; современный цивилизованный юрист — это обязательно гуманист.

Есть определенные психологические сложности усвоения гуманистических убеждений и норм поведения юристами. Постоянно сталкиваясь по работе с худшими представителями человеческого общества, людьми, которых неоднократно пытались поставить на путь честной жизни, часть юристов ожесточается и не видит ничего, что может решить задачу укрепления законности и правопорядка, кроме ужесточения кары, безжалостного отношения к правонарушителям и преступникам. У определенной части юристов есть и утрированное представление о гуманизме как о всепрощенчестве, вседозволенности, либерализме, уговорах. Если психологически подобные отклонения можно понять, то никакого оправдания нет для их применения в работе юриста. Тот, кто убежден в эффективности и целесообразности только силы и принуждения, а все иное относит к выдумке людей с «разжиженными гуманитарными мозгами, засидевшихся в кабинетах и не знающих жизни», вряд ли может успешно участвовать в построении современного правового государства, демократического цивилизованного общества.

Деловитость — качество, обязательно необходимое юристу. Юридическое дело — очень трудное дело. Быть деловитым — значит быть способным построить работу так, чтобы конечный результат был безусловно достигнут. Юрист, отличающийся деловитостью, нетерпим к браку в работе, полумерам, формализму, очковтирательству. Он не пасует перед трудностями, изобретателен, активен, инициативен и самостоятелен, не ищет оправданий, а находит и использует все возможности.

Описанные выше качества нужны и представителям многих других профессий, но для юридического труда с его высокой значимостью и трудностями отсутствие таких качеств свидетельствует об отсутствии способностей к этому труду.

Специально-юридические способности юриста — особые качества, которые определяются спецификой юридического труда, тем, что отличает его от других видов труда, и которые важны именно для него, но не обязательны для других. В них можно выделить две подгруппы: общие — необходимые всем юристам и частные способности, которые должны быть присущи отдельным специалистам.

• высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности;

• обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу;

• честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность;

• хорошо развитый интеллект, познавательная пытливость, сообразительность, находчивость, комбинационность;

• речевые способности, умение связно, логично и точно выражать свои мысли;

• наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота ориентировки в обстановке;

• хорошая память на лица, фамилии, слова, факты, цифры;

• волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, способность к самомобилизации;

• представления и воображение, способность образно предвидеть, мысленно проигрывать события;

• склонность и интерес к работе с людьми, способность разбираться в них, видеть их индивидуальные особенности и возможности, правильно оценивать и использовать их;

• коммуникативные способности: общительность, доступность, открытость, доброжелательность, умение слушать, со вниманием относиться к словам собеседника, разбираться в людях, способность располагать к себе людей;

• терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности;

• уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность;

К частным способностям относятся отдельные качества, необходимые только следователям, только судьям, только прокурорам, только участковым инспекторам и т.д. Так, оперативным работникам необходима способность к перевоплощению, определенная артистичность, следователям — креативность (творческая инициатива мышления), работникам профилактических служб — педагогические и др. Взаимообогащая и дополняя друг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплексным личностным свойством юриста. Наличие потенций к их развитию лежит в основе психологического отбора на работу в правоохранительные органы. Их дальнейшая актуализация и расцвет Происходят, когда юрист самокритичен, требователен к себе, работает с самоотдачей и стремлением к достижению наивысших результатов, проявляет творчество, инициативу, самостоятельность, не почивает на лаврах, а всегда по-деловому обеспокоен и неудовлетворен.

1 Л.И. Уманским и его сотрудниками выделены, например, такие качества способных организаторов: психологическая избирательность, т.е. эффективное восприятие психологических особенностей и состояний «.других людей; быстрая возможность правильно охарактеризовать и оценить их; склонность к психологическому анализу; избирательно-психологическая память; сопереживание тому, что переживают, чувствуют другие люди; способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека и др.; практически-психологический ум, проявляющийся в распределении обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей; быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знания людей; находчивость в учете психологического состояния и настроений людей в конкретной ситуации; способность заинтересовывать людей; учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий и т.п.; психологический такт; общественная энергичность; требовательность, критичность; склонность к организаторской деятельности.

Способности — это относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.

Изначально любой человек имеет те или иные определенные задатки в виде врожденных, наследственно обусловленных анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы, лежащих в основе развития способностей. Чтобы эти задатки проявились, нужны благоприятные условия, которые стимулировали бы их дальнейшее развитие.

Задатки обнаруживают себя в определенной склонности человека к различным видам занятий. При умелом развитии задатков у субъекта полнее начинают проявляться наследственно обусловленные способности, которые представляют собой как бы сплав врожденных свойств и приобретаемого опыта. На их основе в дальнейшем у человека формируются тс или иные способности уже как продукт усвоения определенного социального опыта, становления характера и всестороннего развития личности. По отношению к способностям задатки поливалентны: на основе одних задатков могут развиваться разные способности.

Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие сто среди других, свидетельствует о его одаренности. Высшим проявлением одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить нестандартные решения сложных проблем.

Общие и специальные способности. В психологии выделяют общие и специальные способности, которые имеют связь между собой:

  • — общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, проявляющиеся в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени;
  • — специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узкопрофессиональной деятельности.

Поскольку профессиональная деятельность юриста весьма многогранна, в первую очередь она требует широко развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. Многие ученые-юристы справедливо считают, что для тех, кто стремится овладеть профессией юриста, стать следователем, прокурором, судьей и т.п., необходимы именно высокоразвитые общие способности, среди которых первое место, безусловно, отводится интеллектуальным способностям.

Говоря о профессии следователя как о наиболее сложной юридической профессии, А. Р. Ратинов относил ее «к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем СО специальными способностями». Аналогично и другие ученые среди ведущих «следственных способностей» называют общие способности человека, и прежде всего его интеллектуальные (умственные), творческие способности3.

Поскольку одним из основных компонентов правоохранительной деятельности является общение, весьма важное значение в структуре способностей юриста имеют коммуникативные способности. Кроме того, юрист должен быть наделен хорошими организаторскими способностями, о чем мы говорили ранее.

Разумеется, перечисленными выше не исчерпываются все способности, которые необходимы юристу. В зависимости от решаемых им задач одни из них на время будут проявлять себя в качестве ведущих, другие будут играть вспомогательную роль. Когда мы говорим о способности к той или иной профессиональной деятельности, в том числе и к правоприменительной, следует видеть не некую застывшую совокупность, некий набор отдельных свойств и качеств личности, а их постоянное взаимодействие, в процессе которого одни свойства компенсируют недостаток других. В этом проявляются компенсаторные возможности психики субъекта деятельности.

Критерии оценки профессиональной пригодности юриста. В ходе оценки психологических способностей к профессиональной деятельности используются объективные и субъективные критерии (показатели) профессиональной пригодности юриста. Первые характеризуют продуктивность, производительность и качество его труда. К числу вторых относятся различного рода внешние

  • (экспертные) оценки эффективности деятельности работника.
  • 1. Объективные количественные характеристики, отражающие объем и качество выполненной работы. Естественно, что для различных юридических профессий разработаны особые специфические показатели такого рода. Например, для оценки труда следователей используются следующие критерии:
    • — количество, сложность законченных уголовных дел (в абсолютных значениях и процентах к общему числу дел, находящихся в производстве);
    • — количество неоконченных дел (в абсолютных значениях и процентах к общему числу дел, находящихся в производстве);
    • — количество дел, оконченных с нарушением установленного законом срока;
    • — количество дел, переданных в суд (за определенный отчетный промежуток времени, например год), и т.д.

Все это фиксируется в официальной статистической отчетности.

2. Субъективные оценочные характеристики, даваемые работникам их непосредственными руководителями.

Как правило, эти оценки имеют качественный, обобщенный характер. Они отражают успешность труда специалиста в целом либо подчеркивают один из значимых аспектов его профессиональной деятельности. Эти данные содержатся в материалах личных дел работников правоохранительных органов, в различного рода характеристиках, аттестациях и т.д.

Сюда же относятся сведения, отражающие успешность профессиональной карьеры работников правоохранительных органов: информация о назначении на более высокую должность, присвоении (особенно, внеочередном) классного чина, почетного звания, о прохождении профессиональной переподготовки, повышении квалификации и др.

Оценка психологических способностей юриста к профессиональной деятельности. В настоящее время одной из актуальных проблем в различных правоохранительных органах является разработка и внедрение в деятельность их кадровых служб системы профессионального психологического отбора. Психологическое обследование кандидатов, отбираемых на службу в правоохранительные органы, абитуриентов, поступающих в юридические образовательные учреждения, с последующим их целевым направлением в различные правоохранительные органы, предполагает решение следующих связанных между собой задач:

  • — отбор лиц, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к учебе в юридическом вузе и в последующем к работе в правоохранительных органах;
  • — выявление и отсев лиц, которые по своим интеллектуальным способностям, психологическому складу, личностным особенностям могут быть в значительной степени подвержены профессиональной дезадаптации и, следовательно, не отвечают требованиям, предъявляемым к работникам правоохранительных органов.

При обследовании кандидатов используются методы собеседования (биографический метод), наблюдения и психологического тестирования. Программа тестирования включает специально подобранную батарею методик психологической диагностики, прошедших всестороннюю апробацию, в том числе и на работниках тех правоохранительных органов, в системе которых в дальнейшем придется работать поступающим туда кандидатам.

В частности, при отборе абитуриентов в образовательные учреждения, подведомственные органам прокуратуры, была подобрана батарея тестовых методик, в которые в качестве основных вошли шкала прогрессивных матриц Дж. К. Равена, один из вариантов 16-факторного опросника Р. Б. Кеттелла (16-ФЛО), стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) — адаптированный Л. Н. Собчик вариант MMPI; в качестве дополнительных — цветовой тест М. Люшера, опросник «Уровень субъективного контроля» А. М. Эткинда и некоторые другие. В целом результаты применения перечисленных тестовых методик показали свою высокую надежность.

Источники: http://lektsia.com/9x6eef.html, http://lawbooks.news/yuridicheskaya-psihologiya_883/harakteristika-sposobnostey-yurista-25164.html, http://studme.org/160110135384/psihologiya/otsenka_professionalno-psihologicheskih_sposobnostey_yurista

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *