Содействие города москвы в приобретении жилых помещений

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2015 г. Никулинский районный суд г.Москвы в составе судьи Казаковой О.А., при секретаре Большаковой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5689/13 по заявлению Мовчана В.Я. действующего в своих интересах и в интересах ФИО9 об оспаривании решения УДЖП и ЖФ г Москвы по ЗАО г Москве и об обязании признать нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, суд

Заявитель в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что он и являются нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилого помещения в рамках городских жилищных программ, однако распоряжением УДЖП и ЖФ г Москвы по ЗАО г. Москвы им было отказано в признании таковыми. В связи с чем, заявитель просит признать незаконным распоряжение и обязать УДЖП и ЖФ г. Москвы признать его и нуждающимися.

Заявитель в судебное заседание явился, поддержал доводы, указанные в заявлении, и просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель УДЖП и ЖФ г Москвы в судебное заседание не явился, извещен о дне и месте слушания дела надлежащим образом, причин своей неявки суду не сообщил, письменных возражений на иск не представил.

Суд, выслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему, как установлено в судебном заседании:

Заявитель Мовчан В.Я. на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: , состоящее из одной комнаты общей площадью , жилой . В качестве члена семьи нанимателя указан заявителя ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Указанное жилое помещение получено заявителем на основании внутриведомственного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ХОЗУ ГУВД Москвы.

ДД.ММ.ГГГГ Мовчан В.Я. вступил в брак с ФИО11.

ДД.ММ.ГГГГ брак прекращен на основании решения мирового судьи су № района « » г Москвы от ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в УДЖП и ЖФ г Москвы с заявлением о признании его и его несовершеннолетнего нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № ДЖП и ЖФ г Москвы заявителю было отказано, в связи с тем, что заявителем были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, за 5 лет до подачи указанного заявления ( расторжение брака), а также не предоставил документы предусмотренные ст. 11 Закона г. Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения».

Из ответа на запрос УДЖП и ЖФ г Москвы следует, что заявитель не представил правоустанавливающие документы с места жительства бывшей жены заявителя и несовершеннолетнего ребенка.

Между тем, суд не соглашается с позицией представителя УДЖП и ЖФ г. Москвы, по следующим основаниям:

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО11 которая состояла в браке с заявителем, была обеспечена общей долей в праве равнодолевой собственности в жилом помещении расположенном по адресу: с ДД.ММ.ГГГГ, т.е до регистрации брака с заявителем. Заявитель при регистрации брака не регистрировал по месту своего жительства свою супругу и какого – либо недвижимого имущества совместно с ней не приобретал.

В силу ст. 8 ч. 1. п. 1, 6 Закона г. Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения».

Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;

заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).

На основании ст. 9 ч. 1, 3, 6 Закона г. Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения».

В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

При определении числа проживающих в жилом помещении учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования им на срок их временного отсутствия.

Жилая площадь квартиры, где проживает заявитель и составляет , что подтверждено документально.

Доводы УДЖП и ЖФ г Москвы о том, что заявитель путем расторжения брака ухудшил свои жилищные условия, суд находит не состоятельными, поскольку как до заключения брака, так и после расторжения брака, заявитель не обладал, правом пользования или владения долей в жилом помещении ФИО11

Нормой ст. 10 ч. 2 Закона г. Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения» предусмотрено, что к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака.

Однако ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения»предусмотрено, что жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.

Таким образом регистрация брака, а также расторжение брака с ФИО11 не могло повлиять на уменьшение площади занимаемой заявителем.

Кроме того, заявитель не может в силу действующего законодательства претендовать на имущество, принадлежащее ФИО11, приобретенное ей до брака.

Следовательно п. 1 пп. 1 ст. 54 ЖК РФ предусмотрено, что в случае если заявителям были представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Согласно п. 2.2. Регламента с заявлением предоставляются копии документов, подтверждающих, в частности, сведения о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами г. Москвы (в т.ч. за пределами РФ), в отношении которых заявитель обладает или обладал на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем был представлен полный пакет документов, необходимых для подтверждения его права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Таким образом, заявитель по смыслу ст. 53 ЖК РФ не является лицом, ухудшившим свое положение.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14.07.2015 г. N 945-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

С учетом изложенного, исходя из принципа презумпции добросовестности действий заявителя, и поскольку обратного ответчиком доказано не было, суд соглашается с доводами заявителя о том, что заявитель имеет право на принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст.ст.52,53,54 ЖК РФ, Закона г. Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения»

Признать незаконным распоряжение УДЖП и ЖФ г.Москвы в ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ № в признании нуждающимися в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в раках городских жилищных программ.

Обязать УДЖП и ЖФ г.Москвы в ЗАО признать Мовчана В.Я. и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГр., нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца.

Судья: Казакова О.А.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Яечевский Д.К. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Очаково-Матвеевское г. Москвы об обязании выдать удостоверение, мотивируя свои требования тем, что истец обратился в Управление социальной защиты населения райо.

Истец обратился в суд с иском к ответчику с иском о компенсации морального вреда, мотивируя тем, что ей была оказана некачественная медицинская услуга, врачом ГП № 8 г Москвы, в результате проведенной .

Последние новости

Содействие города в приобретении жилья – это своеобразный компромисс, позволяющий гражданам России, стесненным в жилищных обстоятельствах, быстро решать квартирный вопрос с частичным вложением собственных денежных средств.

В эпоху рыночных отношений структурам исполнительной власти не просто соблюсти обязательства по обеспечению жильем населения в рамках установленных норм. Сроки ожидания социального жилья за счет местного и государственного бюджета исчисляются десятилетиями. Достаточно заглянуть в список москвичей, включенных в Программу обеспечения жилыми помещениями на 2012 год, который возглавляют внеочередники, стоящие на учете с 1984 года, чтобы избавиться от каких-либо иллюзий.

Однако бывают ситуации, когда обстановка в доме становится просто невыносимой, а финансовое положение позволяет расходовать деньги не только на неотложные нужды. Вот тут-то и выступают на первый план городские программы содействия в приобретении жилья: социальная ипотека, субсидии и другие варианты.

Что говорит Кодекс?

Начнем с того, что в Жилищном Кодексе порядок предоставления субсидий на приобретение жилья и социальной ипотеки отсутствует. В этом документе вообще понятие «ипотека» не фигурирует. Уделяя значительное место в предоставлении социального жилья малоимущим лицам, вопросы улучшения жилищных условий другим категориям граждан ЖК РФ оставляет на усмотрение органам государственной и региональной власти. Так, согласно статье 2 ЖК РФ органам государственной и местной власти делегировано право на использование бюджетных средств с целью субсидирования граждан для приобретения жилья или осуществления индивидуального строительства. А в статьях 13 и 14 эти органы наделены полномочиями по установлению порядка предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда не только малоимущим, но и иным гражданам России, которые нуждаются в жилых помещениях.

Больше ЖК РФ к этому вопросу не возвращается.

Такая позиция законодателя свидетельствует, что федеральные органы власти не навязывают регионам формы содействия в приобретении жилья местному населению, но и не контролируют этот процесс.

Что предлагают законы в Москве

В Основах жилищной политики г. Москвы, утвержденной законом города от 27 января 2010 г. № 2, первоочередной целью декларируется повышение доступности приобретения гражданами жилых помещений в собственность.

Варианты и условия приобретения жилых помещений приведены в основном столичном законе от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», основные из них:

приобретения или строительство жилья с использованием субсидий;

приобретение квартир по договору купли-продажи с рассрочкой платежа из жилищного фонда коммерческого использования г. Москвы.

В некоторых материалах оба этих варианта объединяют под понятием «социальная ипотека», но юридически к ипотеке относится только второй способ приобретения жилья.

Чтобы воспользоваться содействием Москвы в приобретении жилья, надо в первую очередь встать на учет в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Все, кто претендует на помощь в получении жилья, делятся на три группы:

нуждающиеся в улучшении жилищных условий: жители Москвы, вставшие на учет до марта 2005 года;

нуждающиеся в жилых помещениях: малоимущие граждане, принятые на учет после марта 2005 года;

нуждающиеся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений: более-менее зажиточные жители Москвы, обеспеченные жильем ниже установленной нормы.

Подразумевается, что первые две категории стоят в очереди на получение жилья в рамках социального найма, но закон позволяет очередникам изменить свой статус.

Субсидии на приобретение жилья

Субсидии для приобретения или строительства жилого помещения выделяются в размере от 10% до 70% от стоимости жилья в соответствии с расчетным нормативом в зависимости от срока ожидания жилища. В Москве это огромные деньги. Только в 2011 году из бюджета города на субсидии было выделено 10491,9 млн. рублей.

Не следует путать субсидии на приобретение жилья с социальными выплатами, которые получают очередники в рамках программы «Молодой семье – доступное жилье». Недаром законодатель назвал те же по факту субсидии другим термином: «социальные выплаты». Молодым семьям выплачивают 30% от новой квартиры и при этом значительно ограничивают выбор места жительства домами из Московского фонда социального жилья.

Кому дают субсидии на приобретение жилья

Дают тем очередникам, кто просит, но логика выбора счастливчиков, получивших безвозмездно огромные суммы на приобретение жилья, не вычисляется по типовым формулам. Ответ на этот вопрос лежит, скорее, в плоскости старого анекдота: «Я имею право?» — «Имеете», — «Значит, я могу» — «Не можете».

В принципе право на субсидию имеют москвичи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (на учете до 2005 г.) или нуждающиеся в содействии г. Москвы. В 2011 году субсидию получали следующие категории граждан:

очередники, кому подошла очередь на получение социального жилья в 2011 году;

многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

семьи в коммуналке, для выкупа освободившейся комнаты;

граждане, принятые на жилищный учет до 1 января 2000 года;

многодетные семьи и проживающие в коммунальных квартирах граждане, принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 года;

молодые семьи, состоящие на учете и проживающие в бездотационном доме по улице Верхние Поля, 38, корп. 1.

Этот перечень утвержден распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 14.06.2011 № 832. На 2012 год подобный список еще не рассматривался.

На какую сумму субсидии рассчитывать

Размер субсидии определяется по формуле:

[Среднерыночная стоимость кв.м. жилой площади] х [площадь по нормативу] х [процент года/категории]

Среднерыночная стоимость жилой площади ежеквартально рассматривается и утверждается Министерством регионального развития РФ. Согласно приказа Минрегионразвития от 29 марта 2012 г. № 143, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья на 2 квартал 2012 года в Москве составляет 85 тысяч 500 рублей, в Московской области 44 тысячи 250 рублей и в Санкт-Петербурге – 50 800 рублей.

Норма предоставляемой площади составляет 36 кв.м. на одного москвича; 50 кв.м. на двух граждан, 70 кв.м – на трех, и, в общем, 18 кв.м. на человека. Отсюда вычитается площадь жилья, имеющаяся в собственности у членов семьи. Если с использованием субсидии приобретается жилье менее данной нормы, с покупателя берется подписка (заявление) о снятии его с жилищного учета.

Как вариант возможно приобретение жилья в дополнение к занимаемому помещению, но с условием, что на каждого остающегося человека должно приходиться не более одной комнаты. При этом субсидии выдаются из расчета количества отселяемых членов семьи. И все – выехавшие и оставшиеся снимаются с учета.

Процент года/категории установлен постановлением Правительства г. Москвы от 26 октября 2004 года № 729-ПП «О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища». Основные категории москвичей получают субсидии в зависимости от давности пребывания на жилищном учете: от 10% за год ожидания до 70% за 10 и более полных лет, прошедших после постановки на учет. У льготных категорий тот же максимальный процент достигается за 5 лет учетного стажа.

В Москве льготники, имеющие право на внеочередное получение жилья — это москвичи, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные люди по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.

Как получить субсидию и на что потратить

В Москве с соответствующим заявлением необходимо обратиться в окружное управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда (ДЖПиЖФ), где вы стоите на учете как очередник. После принятия руководством Департамента положительного решения, в течение 10 дней выдается Свидетельство о предоставлении субсидии и открывается Именной блокированный целевой счет (ИБЦС) в уполномоченном банке, на который зачисляются средства субсидии. Одно время уполномоченным банком был ММБ «Банк Москвы», но в списке 2012 г. уполномоченных банков, сотрудничающих с Правительством Москвы, этот банк отсутствует. Все дальнейшие операции производятся по безналичному расчету, обналичить эти деньги или сэкономить на мебель не удастся.

В течение шести месяцев с даты выхода распоряжения субсидию необходимо потратить:

на покупку квартиры или жилого дома на рынке недвижимости в Москве или в целом на территории Российской Федерации

на финансирование строительства квартиры или жилого дома, готового на 70 и более процентов;

на выкуп освободившегося помещения в коммуналке в дополнение к занимаемой площади.

Нельзя потратить субсидию на жилище:

не отвечающее стандартам благоустройства в Москве или том населенном пункте, где оно находится: нет водопровода или центрального отопления, или канализации и т.д.;

находящееся под арестом;

обремененное правами на проживание предыдущих жильцов;

площадью менее учетной нормы – 10 кв. м на человека;

имеются проблемы наличия документов и госрегистрации у предыдущего владельца.

Если вы теряетесь в море предложений или боитесь нарваться на мошенников, можно получить бесплатную консультацию и методичку со списком рекомендованных риэлтерских организаций в КП «Агентство по реализации жилищных займов и субсидий» города Москвы по адресу: ул. Кожевническая, 1, стр. 1, кабинет 18, тел. 499-235-70-83. Консультации даются только москвичам, имеющим на руках свидетельство о субсидии.

Социальная ипотека

Еще одной формой, призванной снять напряжение с претендентов на бесплатное жилье, является социальная ипотека. Перспектива много лет выплачивать за жилье изрядную часть зарплаты не слишком привлекает население современной России. Жизнь в эпоху перемен и периодических финансовых кризисов не настолько устоялась, чтобы быть уверенными в своем будущем на планируемые 20-30 кредитных лет.

Но желание получить квартиру здесь и сейчас оказывается, порой, сильнее сомнений, а чтобы облегчить процесс привлечения средств населения на строительство жилья, Правительство Москвы в 2005 году ввело программу «Социальная ипотека».

Смысл «социальности» этой ипотеки состоит в том, что при обычном годовом проценте выплат по ипотечному кредиту квартиры в специально построенных домах стоят меньше коммерческих, и их цена может еще уменьшиться в зависимости от времени пребывания москвича в очереди на жилищном учете.

Кто имеет право принять участие в социальной ипотеке

Участники программы «Молодой семье – доступное жилье», выбравшие именно такую форму реализации своих прав.

Граждане, стоящие на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также очередники, нуждающиеся в жилище, которые могут себе позволить оплатить первый взнос и последующие выплаты по кредиту.

Поясню последнюю позицию. С 2005 года главным условием постановки и удержания в очереди на получение социального жилья является факт признания гражданина (семьи) малоимущими в целях постановки на жилищный учет. Малоимущими признаются семьи, в которых совокупный доход за вычетом суммы прожиточного минимума не позволяет накопить на достаточное жилье за 20 лет. Если финансовая ситуация изменится к лучшему, с учета могут снять. Но ради далекой эфемерной надежды на получение социальной квартиры мало кто будет добровольно отказываться от карьеры, повышения зарплаты, наследства. Да вас и не спросят! Прибавят жалования всем бюджетникам, например, или сотрудникам полиции – и прощай очередь на бесплатное жилье!

И что, годы лишений, волнений, надежд пройдут зря? А на коммерческую квартиру ни в жизнь не накопить…

Но не все так печально. Согласно статье 4 закона г. Москвы № 29-2006, в случае улучшения своего имущественного положения, жители Москвы, нуждающиеся в жилых помещениях могут перейти в категорию «нуждающихся в содействии». Граждане, вставшие на учет до марта 2005 года, могут это сделать в любой момент.

Условия ипотеки и стоимость жилья

В коммерческом банке «Московское ипотечное агентство» (КБ «МИА») кредит предоставляется по плану «Социальный классический» исходя из 9,5% годовых при выборе условий кредита с личным страхованием и 12,5% годовых без личного страхования. Срок – от 3 до 30 лет, но существует возрастной ценз: возраст заемщика до 60-ти лет и кредит должен быть погашен до исполнения ему 65-ти лет.

Также рекомендован банк «Возрождение», обслуживающий программу «Социальная ипотека» в Москве, Московской области, Волгограде, Краснодаре, Мурманске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Ставрополе и Туле.

Стоимость приобретаемого жилья рассчитывается по «Методике расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамках городских жилищных программ», утвержденной постановлением правительства Москвы от 14 августа 2007 г. № 703-ПП. Формула расчета включает еще больше компонентов, чем при расчете субсидии, и представляет собой произведение жилой площади на среднюю стоимость квадратного метра и 4-х коэффициентов.

1) Средняя стоимость квадратного метра в жилом доме конкретной серии.

Ежегодно устанавливается Департаментом городского заказа капитального строительства (ДГЗКС) города Москвы. Средняя стоимость строительства 1 кв.м. жилого дома в 2010 году составляла 48116,69 рубля в соответствии с Распоряжением ДЖПиЖФ г. Москвы от 31 марта 2010 г. № 451. Сориентироваться в разнице по стоимости в домах различных серий можно, опираясь на коэффициенты, которые были указаны в предыдущей редакции методики расчета выкупной стоимости: для домов-новостроек серий: П-44Т, КОПЭ — 1,19; П-3М, ГМС-2001 — 1,20; И-155 — 1,17; П-46М — 1,12; ИНД, монолитные и др. — 1,00.

2) Территориальное расположение.

В зависимости от престижности района Москвы принимает значение от 1,65 (Арбат) до 0,62 (Внуково). Зеленоград держится на уровне 0,75; Черемушки 1,15; Южное Бутово – 0,88. Район Подмосковья до малого кольца имеет коэффициент 0,5, за трассой А107 — 0,45.

3) Поправка на степень износа: 1 – новостройка до 2 лет; 0,9 – от 2 до 10 лет; 0,8 — от 10 до 20 лет; 0,7 — от 20 до 30 лет и т.д.;

4) Поправка для комнат: 1 при продаже квартиры; 0,8 — комнаты;

5) Льготный коэффициент очередника.

Льготный коэффициент — самый интересный параметр, фактически награда за долготерпение. Учитывает годы пребывания на жилищном учете и наличие прав на первоочередное получение социального жилья. Базируется на понятии «год обеспечения», который означает год постановки на жилищный учет очередников, внесенных в список на получение жилья в текущем году. Вот уже три последних года очередь остановилась на москвичах, вставших на учет по общим основаниям в 1989 году и льготным основаниям в 1991 году…

Тем проще считать! Для граждан, вставших на учет в «год обеспечения» и ранее коэффициент равен 0,3. Вставших позже года обеспечения коэффициент увеличивается и за 10 лет достигает значения 1. После 10 лет также растет до повышающего значения 1,7.

То есть москвичи, вставшие на учет в 1989 году, могут претендовать на приобретение по социальной ипотеке жилья за треть стоимости; вставшие на учет в 1999 году – за полную стоимость, а принятые на учет в прошлом году — за цену с повышающим коэффициентом 1,7. При этом следует учитывать, что средняя стоимость строительства 1 кв.м. жилого дома и среднерыночная стоимость – разные числа: среднерыночная как минимум в полтора раза выше, а есть еще понижающий территориальный коэффициент, так что даже очередникам-первогодкам имеет смысл рассмотреть возможность участия в социальной ипотеке.

Согласно нормативным документам, данные по средней стоимости жилья направляются ДГЗКС в ДЖПиЖФ до 1 апреля текущего года, но публиковать их никто из департаментов не обязан. Информация о перечне адресов и стоимости квартир, реализующихся в рамках программы, предоставляется очередникам специалистами окружных управлений ДЖПиЖФ.

Рассматривая оптимальный вариант для принятия решения о переходе на ипотеку очереднику имеет смысл обратиться за консультацией в Казенное предприятие города Москвы «Агентство по реализации жилищных займов и субсидий» (АРЖЗиС). На предварительной консультации очередникам производят расчеты (калькуляции) в соответствии с их пожеланиями, материальными возможностями, стоимостью и размерами заявляемых к приобретению жилых помещений. Сотрудники Агентства ценят свое время, поэтому запись и подбор комплекта документов для разговора должна строго проводиться в соответствии с инструкцией, приведенной на сайте ДЖПиЖФ: http://housing.mos.ru/dmghtml/programs/mortgage11.html.

Ну и в заключение темы социальной ипотеки следует упомянуть, что полученное жилье оформляется на всех членов семьи в равнодолевую собственность, но до полной выплаты кредита квартира считается в залоге у банка, поэтому сдача ее в аренду, регистрация других членов семьи и иные вопросы решаются при согласовании с банком.

Другие варианты: сразу и по-честному…

Детям-сиротам, оставшимся без жилья, демобилизованным и вышедшим на волю коренным москвичам после отбывания наказания, старикам и инвалидам, безвозмездно вернувшим городу свою квартиру, а также молодым семьям — участникам городской Программы, может быть предоставлена квартира по договору безвозмездного пользования на 5 лет. По истечению срока договор либо продлевается, либо гражданам предоставляется жилье в рамках социального найма.

Тем, кто встал на жилищный учет до 2005 года, и кому совсем приходится тесно и невыносимо жить в одном помещении с родственниками, предоставляется возможность временного, на 5 лет, найма жилья из жилищного фонда коммерческого использования города Москвы. Стоимость оплаты 1 кв.м. такого жилья приведена в Постановлении Правительства Москвы от 30 ноября 2010 г. № 1038-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 год» и составляет в месяц от 4,63 рубля за квадратный метр общей площади на первом этаже в доме без лифта и мусоропровода до 5,81 рубля на хорошем этаже в доме со всеми удобствами.

Для домов, расположенных в пределах третьего транспортного кольца, оплата за наем в два раза выше. В результате ежемесячные выплаты на наем такой квартиры в пять-десять раз выше, чем за квартиру по социальному найму. Впрочем, оплата жилья в бездотационных домах еще в десять раз больше, но все равно эти суммы сравнимы с оплатой коммунальных услуг и не предоставляют проблемы для любой семьи.

…и по-нечестному

Не каждый очередник способен терпеливо выдержать все условия, послужившие основанием для постановки на учет. Пресловутое ухудшение жилищных условий, влекущее за собой отодвигание в очереди на пять лет, служит камнем преткновения для многих. Кроме того всякие бывают обстоятельства и разные категории москвичей, граждан и не граждан России, да и нужда в жилище не у всех одинакова.

В 2006 году Лужковым было подписано Распоряжение Правительства Москвы от 14 декабря 2006 г. № 2586-РП, утвердившее «Методику расчета стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, реализуемых Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании отдельных распорядительных актов Правительства Москвы».

Методика расчета в целом совпадает с методикой, приведенной в данной статье, только льготный коэффициент очередника заменяется на коэффициент обеспеченностью жилой площадью заявителя. Кроме того, в Методике не давался понижающий коэффициент на всю Московскую область, а лишь за некоторыми городами в ближнем Подмосковье закреплялись индивидуальные коэффициенты: Химки – 0,47; Балашиха – 0,45; Люберцы – 0,57 и др. Ни Подольск, ни Чехов, ни Лобня – основные площадки для строительства социальных домов, в этот перечень не вошли.

Кому же предлагается рассчитать жилье по данной методике? Это несомненно важные для общества и Правительства Москвы заявители, каждый из которых удостоился отдельного распорядительного акта. Ограничения по гражданству и московской прописке для этих славных людей не являются обязательными. Для них предусмотрен термин «физические» и «юридические» лица.

Итак, физические лица, не ухудшавшие жилищные условия в течение пяти лет, выкупают у ДЖПиЖФ жилье с коэффициентом:

1,0 — на долю каждого члена семьи приходится менее 18 кв. м площади жилого помещения;

1,2 – на долю каждого члена семьи приходится менее 25 кв.м. площади жилого помещения;

1,5 — на долю каждого члена семьи приходится более 25 кв.м. площади жилого помещения.

Также с коэффициентом 1,5 могут выкупить жилье физические лица, совершившие действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и юридические лица.

Немного непонятно, почему у малоимущих очередников, ютящиеся на 9 метрах, потолок по завышающему коэффициенту 1.7, а у обладателей 25-метровой площади на каждого – 1.5, но ни методика, ни «отдельные распорядительные акты» в принципе Жилищному Кодексу не противоречат.

Практика предоставления жилья на льготных основаниях нужным людям существовала всегда, и ничего особенного в этом не было бы, если бы не одно недоразумение, омрачившее хорошее начинание.

Скандал в Чехове

31 марта 2010 года вышло распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в котором устанавливалась средняя стоимость строительства 1 кв. м жилой площади в 48116,69 рублей (на основе данных, подготовленных Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы), а также прогнозируемый уровень инфляции.

Распоряжением поручено Управлению реализации программ обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий производить расчет выкупных стоимостей жилых помещений, используя приведенные показатели, в соответствии с Методикой, утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 14.12.2006 N 2586-РП. Далее указано, что действие распоряжения распространяется на договоры купли-продажи, мены жилых помещений и др., подлежащие заключению на основании правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принятых после 1 апреля 2010 года.

Не очень понятно, что двигало тогдашним – ныне бывшим руководителем Департамента, и почему наперекор постановлениям Правительства Москвы он принял к действию другую инструкцию, но чиновники на местах распоряжению подчинились охотно, присвоив очередникам индекс 1,0. В самом деле, 9 метров заведомо меньше, чем 18, да и гражданин России коренной москвич — чем не физическое лицо?!

Напоминаю, что термин «нуждающиеся в улучшении жилищных условий» относится к москвичам, вставшим на жилищный учет до 2005 года. Этим распоряжением «нуждающихся» как бы приравняли к «нужным». Тем, кто встал на очередь после 2000 года оно, может быть, и выгоднее, но для очередников-старожилов с понижающим коэффициентом стоимость жилья возросла.

Первым забили тревогу молодые семьи, физический возраст которых примерно равнялся сроку пребывания в очереди (на учет встали еще их деды и отцы). Молодые готовили документы, рассчитывая на ипотеку в доме серии ИП-46с в г. Чехове, но им вдруг объявили о внезапном повышении цен. Стоимость двухкомнатной квартиры, которую в марте посчитали около 1 200 000 рублей, ни с того ни с сего возросла на 60%. Трехкомнатная квартира расчетной стоимостью 2 650 000 рублей поднялась до 4 100 000 рублей. Такая разница образовалась не только за счет коэффициента «обеспеченности», но и по причине отсутствия Чехова в списке областных понижающих коэффициентов. Фактически по стоимости социального жилья районный Чехов приравняли к Москве.

Не ожидавшие подобного взлета цен очередники стали отказываться от ипотеки. Эта тенденция не осталась незамеченной в Правительстве Москвы, и пресловутое распоряжение было отменено. Стоимость жилья по социальной ипотеке в городе Чехове пересчитали.

Приведенный пример показывает, что без контроля со стороны федеральных органов в регионах можно столкнуться со случаями узаконенного произвола, сводящего к минимуму самые благородные замыслы.

Программы содействия города – кому выгодно

В Москве сейчас действует единственная городская программа оказания содействия в приобретении жилья «Молодой семье – доступное жилье», участниками которой могут стать только члены полной или неполной семьи в возрасте до 35 лет. На учет по этой программе москвичи имеют право встать «с чистого листа», собрав соответствующие документы и отнеся их в окружное управление ДЖПиЖФ.

На остальные варианты: субсидию, социальную ипотеку и др. в Москве можно только перейти из очереди на социальное жилье.

Как принимают участие нуждающиеся в жилье жители Москвы в программах содействия города, иллюстрируют следующие данные. На учете граждан в целях реализации городских жилищных программ в городе Москве по состоянию на 3 мая 2012 года зарегистрировано свыше 370 тысяч человек из 113 тысяч семей. Из них нуждающиеся в улучшении жилищных условий (постановка на учет до 2005 г.) – 290 тыс. человек; нуждающиеся в жилых помещениях – 58 500 человек; нуждающиеся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений – около 28 тысяч человек из 6,5 тысяч семей.

Следует иметь в виду, что москвичи могут участвовать только в одной схеме содействия города. Нельзя получить субсидию и вложить ее в социальную ипотеку. В обычную ипотеку или другую кредитную схему, в любом городском банке – пожалуйста.

Зато можно на субсидию приобрести квартиру в другом регионе. Ведь среднерыночная стоимость квартир в столице чуть ли не вчетверо превышает цены на провинциальных рынках жилья. Однако такой выгодный способ приобретения жилья ограничивается возможностями уполномоченного банка, в котором хранится субсидия.

Вопросы содействия города в приобретении жилья имеют еще ряд нюансов, например, возможность получения 100% субсидии для многодетных семей с 2012 года; привилегии для военнослужащих и другие моменты, отразить которые в одной статье невозможно. Отслеживайте нормативные и распорядительные документы на сайте Департамента жилищной политики и жилищного фонда и не дайте себя обмануть и запутать.

Нормативные документы

«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 14 июня 2011 № 832 «Об обеспечении жилыми помещениями в 2011 году жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете, с привлечением собственных средств».

Постановление Правительства г. Москвы от 26 октября 2004 года № 729-ПП «О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища»

Постановление правительства Москвы от 14 августа 2007 г. № 703-ПП (с изменениями от 28 июля 2009 года № 683-ПП) «Об утверждении Методики расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамках городских жилищных программ»

Постановление Правительства Москвы от 30 ноября 2010 г. № 1038-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 год»

Распоряжение Правительства Москвы от 14 декабря 2006 г. № 2586-РП «Об утверждении Методики расчета стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, реализуемых Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании отдельных распорядительных актов Правительства Москвы»

Закон Санкт-Петербурга от 26.10.2001 № 707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» на 2002 — 2012 годы»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 215 «О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий в рамках реализации целевой программы «Развитие долгосрочного жилищного кредитования» на 2002-2012 годы»

Полезные ссылки

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, официальный сайт: http://housing.mos.ru/

Коммерческий банк «Московское ипотечное агентство»: http://www.mia.ru/

Социальная ипотека в других городах

Жилищный комитет при администрации г. Санкт-Петербурга

В Москве действуют следующие государственные социальные жилищные программы, помогающие улучшить жилищные условия:

Предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма

Компенсация по возмещению расходов на найм предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятые на учет до 1 марта 2005 г.

Размер компенсации – 50% от средней рыночной цены найма квартиры в городе Москве или Московской области для семьи соответствующей численности или 50% от суммы выплат, установленных договором ( выбирается меньшее значение).

Среднерыночная цена найма определяется как среднерыночная цена найма в домах типовых серий исходя из размера площади жилого помещения, которая необходима семье данной численности:

  • для одиноко проживающего гражданина – 33 кв. м;
  • для семьи, состоящей из двух граждан, – 36 кв. м;
  • для семьи, состоящей из трех граждан, – 54 кв. м;
  • для семьи, состоящей из четырех или более граждан, – по 18 кв. м на каждого человека.

Предоставление субсидий для приобретения или строительства жилых помещений

Формула расчета суммы субсидии:

Субсидия = нормативная площадь жилья * ст-ть кв.м. * нормативный %.

Нормативный % не может превышать 70% и зависит от количества лет нахождения в очереди на улучшение жилищных условий.

При расчете субсидии учитывается следующая нормативная площадь жилья:

  • Для одиноко проживающего или единственного гражданина, состоящего на жилищном учете – 36 кв. метров;
  • На одного гражданина – 18 кв.метров;
  • На семью из двух граждан – 50 кв. метров;
  • На семью из трех граждан – 70 кв. метров;
  • На семью из четырех граждан – 85 кв. метров;
  • На семью из пяти и более граждан – по 18 кв. метров на одного члена семьи.

Ст-ть кв.м. устанавливается городом.

Многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, может быть предоставлена субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения.

Процедура получения субсидии:

Оформляется свидетельство на получение субсидии для приобретения или строительство жилого помещения, открывается Именной блокированный целевой счет в банке, на который зачисляются средства субсидии.

С использованием субсидии очередник может приобрести любое жилье на рынке недвижимости.

Приобретение жилья в собственность с рассрочкой платежа

Процедура заключения договора:

Заключается договор купли-продажи с рассрочкой платежа сроком до 10 лет включительно.

Участник единовременно оплачивает от 20% до 60% от выкупной стоимости жилого помещения. При наличии в семье участника двух детей размер первоначального взноса может быть снижен до 15 процентов, а при наличии трех и более детей – до 10 процентов.

Выкупная стоимость квадратного метра жилого помещения и размер процентов за рассрочку платежа определяются в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы.

Социальная ипотека

Жилое помещение, принадлежащее городу, продается очередникам по льготной (выкупной) цене, которая определяется стоимостью строительства конкретного дома, а также зависит от количества лет, проведенных гражданином в жилищной очереди.

Очередники приобретают жилое помещение по договору купли-продажи, заключаемому с Правительством Москвы.

С целью получения ипотечного кредита семьи очередников могут обратиться в любой банк по своему выбору.

Кому предоставляется «Социальная ипотека»:

Жилищные программы Москвы позволяют жителям города в возрасте от 18 до 55 лет, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, прошедшим оценку платежеспособности и получившим официальное положительное решение банка о выдаче кредита в размере, необходимом для покупки квартиры у города с учетом оплаты части ее стоимости за счет личных средств, стать их участником.

(!) Все жилищные программы позволяют списать часть долга при рождении детей.

Кто имеет право:

  • Жители Москвы – граждане РФ, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
  • Молодые семьи с детьми, в которой оба супруга (в случае неполной семьи – мать или отец) не старше 35 лет (включительно), а также семья без детей, в которой оба супруга не старше 35 лет (включительно) и состоят в зарегистрированном браке не менее одного года. Все члены молодой семьи должны быть гражданами Российской Федерации и хотя бы один из супругов должен постоянно проживать в городе Москве.
  • Закон города Москвы № 29 от 14.06.2006г. “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”.
  • Постановление Правительства Москвы от 27.11.07 №1008-ПП «О предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения».
  • Постановление Правительства Москвы от 26.10.2004 г. № 729-ПП «О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища».

Более подробно про жилищные программы можно узнать в региональной или местной администрации.

Источники: http://sud-praktika.ru/precedent/29640.html, http://www.realto.ru/journal/articles/sodejstvie-goroda-v-priobretenii-zhilya-sotsialnaya-ipoteka-subsidii-i-drugie-variantyi/, http://ipotekahouse.ru/moskovskaya-oblast-zhilishhnye-programmy/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *