Социология для юристов нужна для того чтобы

Роль социологии права в профессиональной подготовке современных российских юристов

Сивова С.А.,
доктор социологических наук, доцент,
профессор кафедры политических наук СГАП

Современный этап развития российского общества предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке юристов. Юридическая профессия никогда не сводилась к простому знанию нормативных актов и техники их применения (хотя, заметим, что даже этому минимальному требованию соответствуют далеко не все выпускники наших вузов), от юристов всегда требовалось руководствоваться не только буквой, но и духом закона, действовать не только технично, но и с пользой для общества. В современной России эти требования многократно усложняются в силу происходящих социальных перемен. В этих условиях право как органичная часть общества не может оставаться неизменной. На плечи российских юристов легла ответственная и сложная задача — разработка и осуществление комплекса правовых реформ. Это требует высокой культуры социально-правового мышления, в формировании которого призвана внести свой вклад социология права.

Социология права как научная дисциплина получила официальный статус в 1962 году на 5 Международном социологическом конгрессе. Но, конечно, сама социология права в ее собственно социологическом варианте (не говоря уже об органичной взаимосвязи социальных и правовых воззрений на протяжении всего развития социальной мысли) начинает складываться гораздо раньше в связи с возникновением и развитием социологии. Поскольку право является важнейшим социальным регулятором, постольку социально-правовая проблематика присутствует в работах многих крупных социологов, начиная с таких классиков, как О. Конт, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм. Социолого-правовые подходы имеют свою традицию и в отечественной науке: достаточно напомнить об эмпирических исследованиях в области права и представителях социологической школы права в дореволюционной России.

Сейчас социология права обрела в нашей стране второе дыхание и как научная 1 , и как учебная дисциплина 2 . Это обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых — официальное возрождение социологической науки в России, и как следствие — активное освоение ее различных направлений, в том числе и социологии права. В советский период социально-правовые исследования должны были укладываться в рамки марксизма-ленинизма, не исчерпывающего всего богатства современной социологии. Во-вторых, существует огромная практическая потребность в развитии отечественной социологии права. Это объясняется насущной необходимостью познания современного российского общества, и в частности — его социально-правовых измерений. В-третьих, активизация социологии права гармонирует с такими тенденциями развития отечественного юридического образования как преодоление традиционно доминирующей догматической парадигмы в профессиональной подготовке юристов и усиление ее практической ориентации.

Таким образом, существуют серьезные предпосылки для обретения социологией права статуса учебной дисциплины. Пока социология права не входит в государственные стандарты профессиональной подготовки ни по юридическим, ни по социологическим специальностям. Но сама жизнь подталкивает юридические вузы к освоению этой актуальной области науки и практики. В частности, и в Саратовской государственной академии права решено ввести социологию права в качестве обязательной учебной дисциплины.

Социология права может внести существенный вклад в совершенствование профессиональной подготовки современных российских юристов. Эта дисциплина обогащает палитру профессиональных знаний будущих правоведов. Приращение знаний в этом направлении дает не количественный, а качественный эффект. Социология права — это органичная часть научных знаний о праве, выполняющая важные функции не только информационного, но и методологического характера. Это объясняется тем, что большинство наук о праве представлено юридическими дисциплинами. Они, благодаря специфике объекта, предметов и методов, формируют особый подход к праву, который при всей своей ценности не может быть исчерпывающим. Такое сложное и многогранное явление как право не сводится только к юридическому измерению. Такую ограниченность призваны компенсировать неюридические науки о праве. В частности, социология права рассматривает право с помощью методов и в рамках парадигм, присущих социологии. Ее изучение благотворно влияет на профессиональное мышление будущих юристов. Социология права акцентирует внимание не на умозрительных теоретических конструкциях, а на реальных социальных механизмах генезиса и действия правовых норм. Это культивирует в профессиональном мышлении юристов нацеленность на такие проблемы как социальная обусловленность права, необходимость учета социокульурной специфики, анализ социальных последствий и социальной эффективности конкретных правовых норм.

Нацеленность на анализ реального, а не должного, положения дел позволяет социологии права выполнять критическую функцию в системе научных знаний о праве. «. если, — по образному выражению французского ученого Ж. Карбонье, — для представителя юридической догматики право — это бог, то социолог считает нужным руководствоваться методологическим атеизмом» 3 . Такой подход к праву не является чужеродным, внешним, он адекватен социальной природе самого права и потому должен занять свое место в профессиональном мышлении современных российских юристов. Профессиональная подготовка призвана способствовать тому, чтобы социально-правовая направленность закладывалась в фундамент юридического мышления. Это соответствует как потребностям практики, так и структуре научных знаний о праве. Основой юридического мышления является теория права. Но она может пониматься по-разному: в узком смысле — как юридическая теория права, и в широком смысле — как общая теория права, «т.е. как своего рода метатеория, охватывающая все теоретическое знание о праве, независимо от его научно-теоретического профиля» 4 . Социология права является органичной частью общей теории права. В отечественном правоведении и юридическом образовании в последние годы наметилась явная тенденция к возрастанию роли общей теории права 5 . Преподавание социологии права в юридических вузах способно внести свой вклад в решение этой проблемы.

Изучая социологию права, будущие юристы знакомятся не только с ее теоретико-методологическими установками, но и с прикладными аспектами. Эмпирические социологические исследования являются важным инструментом познания социально-правовых явлений. Этот инструмент сейчас активно используется в практике законодательных, правоохранительных органов. Вуз должен подготовить студентов к этому возможному направлению их будущей деятельности.

Следует отметить и другой немаловажный аспект рассматриваемой проблемы. Высшее образование не может замыкаться на узко профессиональных вопросах. Оно должно способствовать формированию эрудиции и научного мышления. Современное гуманитарное научное мышление ущербно без изучения социологии. И сегодня, когда в силу ряда причин, эта дисциплина исключена из государственного стандарта, преподавание социологии права в юридических вузах может в значительной степени компенсировать урон, нанесенный этим решением.

Таким образом, преподавание социологии права в российских юридических вузах соответствует основным тенденциям развития отечественного правоведения, способствует формированию социально-правовой направленности профессионального мышления будущих юристов, вооружает их современными научными методами решения прикладных социально-правовых задач, помогает осмыслить социальную миссию профессии юриста, повышает интеллектуальный потенциал юридического образования.

1 См. напр.: Варчук В.В. Социология права — отрасль социологии // Социс, 1996, # 10; Глазырин В.А. Юридическая социология — поиск предметного определения // Российский юридический журнал, 2000, # 1; Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина // Социс, 1999, # 7; Тадевосян Э.В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания, 2000, # 2.
2 См. напр.: Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов. М., 1995; Лапаева В.В. Социология права / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000; Нерсесянц В.С. Социология права. М., 2000; Перевалов В.Д. Юридическая социология. М., 2000.
3 Карбонье Ж. Юридическая социология: Пер. с фр. М., 1986. С. 36.
4 Тадевосян Э.В. Указ. соч. С. 109.
5 См. напр.: Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1996; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.
скачать

  • Для чего нужна социология
  • Зачем нужна наука
  • Что такое прикладная социология

Социология изучает отношения, процессы, события, которые имеют место в обществе. Причем исследуется не только нынешнее состояние дел, но и то, как развивалась общественная жизнь в разные времена в разных странах. Для каждой временной эпохи были характерны свои закономерности развития, которые и выявляет социология.

Одной из основополагающих задач социологии является проведение эмпирических исследований процессов, которые осуществляются в обществе. Имеет место ошибочное мнение, что на этом задачи этой науки ограничиваются. Это не так! Конечно, социологические исследование играют огромную роль в становлении и развитии социологии, однако роль эта не исчерпывающая. Исследования помогают лишь выявить основные тенденции и закономерности, которые имеют место в современном обществе. Результаты исследований становятся «отправной точкой» для последующих выводов и дают знание об обществе, индивидах, социальных группах и т.д.

Эти знания в дальнейшем преобразуются в сформированные методы и способы контролирования социальных процессов. Без социологии стало бы невозможным формирование цивилизованных общностей. Эта наука носит и прогностический характер. С помощью нее можно заглянуть в будущее и узнать, как будет выглядеть общественная структура через несколько десятилетий. А если ученые знают, что ждет общество впереди, значит, они могут скорректировать различные негативные моменты и усовершенствовать будущую модель взаимоотношений.

Кроме того, социология выполняет гуманистическую функцию, т.е. создает моральные ценности, формирует социокультурные направления, разрабатывает социальные идеалы. Также она способствует образованию научно-технических и социально-экономических программ, призванных стимулировать развитие общества.

Социология для юристов — раздел Право, Социология для юристов РедакторЛ.н. Вылегжанина Ко.

РедакторЛ.Н. Вылегжанина

Корректор К.В. Федорова Оформление художника А.В. Лебедева

Оригинал-макет изготовлен виздательском’объединении «ЮНИТИ»

Лицензия № 071252 от 04.01.96

Подписано в печать 31.03.99. Формат 60×88 1/16

Усл. печ. л. 16,0. Уч.-изд. л. 12,26

Доп. тираж 5000 экз. Заказ 2136

Издательство «Закон и право»

Издательское объединение «ЮНИТИ»

Генеральный директор В. Н. Закаидзе

123298, Москва, Тепличный пер., 6

Тел. (095) 194-00-15. Тел./факс (095) 194-00-14

Отпечатано в ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Эта тема принадлежит разделу:

Социология для юристов

На сайте allrefs.net читайте: «социология для юристов»..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социология для юристов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Курганов СИ., Кравченко А.И
Социология для юристов: Учеб.пособие для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000. —255 с. ISBN 5-238-00078-2. В простой и доступной форме раскрываются основные положения с

Аристотель
ти гражданско-правовых сделок (возмещение ущерба). Вторая — «геометрическим равенством», она предполагает распределение благ пропорционально вкладу в общее дело (от каждого — по способностям, каждо

Н. Макиавелли
даться в своей деятельности тремя основными принципами (за­конами): • человеческими действиями правят честолюбие и мотив вла­сти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что

О. Конт
вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвер­дить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни. Конт преклонялс

К. Маркс
воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, ска­зочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Марк

Э. Дюркгейм
били и аэропланы определяли лицо европейского общества ру­бежа XX в. Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изу­чать их научными, объективными методами. Под социальными

М. Вебер
базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше по­является новых профессий. Немецкий социолог, экономист и юрист Макс Вебер (1864— 1920) жил в одно время

О. Конт К. Маркс Э. Дюркгейм М. Вебер
Глава 2 Социология как наука Под объектом исследования какой-либо науки понимаются яв­ления и процессы, на которые направлено познание и которые су ществуют до и независимо от позна

Выборочное обследование Сплошное обследование Выборочная совокупность Генеральная совокупность Интервьюер Респондент Валидность
Контрольные вопросы 1.Каково соотношение объекта и предмета науки? 2.Назовите основные элементы предмета социологии. З.Каковы основные методы социологических исследований?

Государство Гражданское общество Правовое государство
3.2. Типология обществ Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существо­вавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Характер типологии зависит от

Дописьменное общество Простое общество Охота и собирательство Земледелие Доиндустриальное общество Индустриальное общество
3.3. Развитие общества История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно изменяется. Причем эти изменения могут быть разными по характеру. Последоват

Промышленная революция
Контрольные вопросы: 1.Каково соотношение понятий «страна», «государство», «обще­ство»? 2. Что такое суверенитет? З.Каково соотношение государства и гражданского общества

Контркультура
4.4. Делинквентная субкультура Наибольший вклад в изучение делинквентных, или асоци­альных, субкультур внесли американские социологи А. Коэн и В. Миллер. Теория субкультур говорит, что у п

Жаргон Клички Проклятия
Контрольные вопросы: (.Каковы основные значения понятия «культура»? такое культурный элемент, культурный комплекс, культурный институт? Глава 5 Личность и поведение

Структура личности Статусно-ролевая сфера
Криминологическая характеристика личности преступник представляет .собой систему признаков, которые в своей сово| купности характеризуют лицо, совершившее преступление, | прямо или косвенно

Адекватность самооценки Расхождение оценок Ценностные ориентации
5.3. Деятельность и поведение Всем живым существам присуща активность — способное реагировать на воздействия окружающей среды. Активность всеобщая характеристика живого, отличающая

Социальное движение Структура поведения Свобода выбора Массовое поведение Массовая истерия
5.4. Поведение и потребности Детерминистическое (причинно обусловленное) понимание поведения, в том числе преступного, исходит из того, что ис­точником активности человека являются его пот

Иерархия потребностей Квазипотребности Потенциал потребностей
5.5. Мотивация поведения Как выше уже сказано, потребности являются источником мотивации. Мотивацией называют как совокупность мотивов, так и процес

Рационализация Проекция Перемещение Отрицание реальности
5.6. «Психологическая защита» и преступное поведение Использование психологических защитных механизмов пра­вонарушителями учитывается в некоторых социологических тео­риях преступности.

Важным обстоятельствам
Контрольные вопросы: 1. Каково социологическое содержание понятия «личность»? 2. Что входит в структуру личности? 3. Каково соотношение понятий «человек» и «личность»?

Самостоятельность Обучение Феральные люди
6.2. Процесс социализации Подготовка к самостоятельной жизни сегодня — не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и более дорогостоящее мероприятие. Дать образование

Усвоение норм Освоение ролей Воспитание
6.3. Агенты и институты социализации Выше мы рассматривали по преимуществу индивидуальный аспект социализации. Социализация с точки зрения общества предстает как совокупность агентов и инс

Агенты социализации Институты социализации
6.4. Десоцшлизация и ресоциализация Как уже упомянуто выше, социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека

Ресоциализация Ресоциализация осужденных
6.5. Социализация и социальный контроль Агенты и институты социализации выполняют две функции: • обучают культурным нормам и образцам поведения; • контролируют, насколько

Социальная селекция Экспертные оценки
Контрольные вопросы: 1. Почему «феральные люди» не могут стать личностями? 2. Что такое социализация? Каковы ее основные этапы. 3. Каково соотношение понятий «обучение»,

Функции контроля Конформизм Социальная стабильность
7.2. Социальные нормы Как выше уже сказано, норма есть образец, правило поведе­ния. Социальные нормы (нравственные, религиозные, право­вые) регулируют социальные отношения, т. е. отношения

Исполнение нормы Соблюдение нормы Применение нормы Формальные нормы
7.3. Институты контроля и санкции Субъектами социального контроля, как мы уже знаем, явля­ются социальные институты и агенты (индивиды). К институтам формального контроля относятся субъект

Методы контроля Типология санкций Общественное мнение
7.4. Самоконтроль Все виды и формы социального контроля, рассмотренные выше, относятся к внешнему контролю: контролируют поведение индивида и применяют санкции социальные группы (ил

Развития
7.5. Девиантное и делинквентное поведение 1 Усвоение социальных ценностей и норм — основа социали­зации, а нормы — основа социального контроля. С понятием &ормы соотн

Теория дифференцированной связи
7.6. Отклонение и разнообразие Девиантность не следует рассматривать как сугубо отрица­тельное явление. Как выше уже сказано, отклонения бывают как отрицательными, так и положительными. Де

Разнообразие и контроль Функция преступности
Контрольные вопросы: И.Что такое социальный контроль и каковы его основные виды? 2.Кто является субъектом социального контроля? З.Каковы функции и цель социального контрол

Статусный набор Основные статусы Неосновные статусы Несовпадение статусов Иерархия статусов Ранг статуса
8.2. Социальные роли Социальная роль — модель поведения, ориентированная на дан­ный статус. Ее можно определить как шаблонный вид поведе­ния, направленный на выполнение прав

Ролевой набор Ролевая идентификация Дистанцирование от роли Межстатусная дистанция
8.3. Ролевое поведение Поведение человека в соответствии с социальной ролью де­лает его поступки предсказуемыми, что упорядочивает общест венные отношения. Наиболее предсказуемо поведение

Деиндивидуализация Групповое давление
8.4. Ролевой конфликт Поясним понятие ролевого конфликта на сообществе осуж­денных. Очень часто взаимоотношения среди осужденных, их по­ступки, не укладывающиеся в рамки здравого

Факторы преступности Особенности преступности осужденных
Контрольные вопросы: ■.Чтотакое социальный статус и статусный набор? •2.В чем различие социального и личного статусов? З.Что такое приписываемый и достиг

Малые группы Формальная группа Неформальная группа Первичная группа Вторичная группа
9.2. Этнические общности Термин «социальная общность» употребляется в литературе в двух значениях. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще, в узком смысле социальн

Социальная общность
9.3. Публика и толпа Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX в. стал французский социолог и криминолог Габ­риэль Тард (1843—1904). В книге «Мнение и толп

Конвенциональная толпа Активная толпа
9.4. Малые группы Когда мы говорим о судьбах цивилизации, мировом сообще­стве или проводим сравнительный анализ обществ, мы характе­ризуем мегамир социологии. Описывая судьбу одной страны,

Признаки малой группы
Контрольные вопросы: 1.Какие существуют основания классификации социальных групп? 2.Что такое реальные и номинальные группы? I 3.B чем отличие реальной группы от

Формальная структура Неформальная структура
10.2. Организация и коллектив Наиболее полное совпадение формальных и неформальных структур присуще коллективу — высшей форме групповой орга­низации. Основные признаки коллектива описаны в

Признаки коллектива Сплоченность
10.3. Руководство и лидерство Необходимым признаком организации является система вла­сти или управления. Управление — это функция специального органа (должностного лица). Власт

Авторитарность
10.4. Бюрократия В организации функцию управления руководитель реализует не единолично, а с помощью особого управленческого аппарата — бюрократии. Бюрократия (от франц.

Управление Иерархия власти
10.5. Социальные институты Термин «институт» (от лат. institutum — установление, уст­ройство) имеет множество значений, хотя со временем утверди­лось в основном два — узкое техни

Явные функции Латентные функции Социальные практики Социальные институты
10.6. Дисфункция институтов Если социальная функция института — приносить обществу йрльзу, то случаи, когда от института помимо пользы происхо­дит вред, будем называть дисфункцией и

Деградация элитных групп Номенклатура
Контрольные вопросы: 11.Какие вы знаете значения понятия «организация»? Е.Какие выделяются уровни организованности в преступности? ЁЗ.Что такое социальная организация и к

Виды стратификации
11.2. Исторические типы стратификации Рабство, касты, сословия характеризуют закрытые общества, классы— открытые. Закрытым является общество, где социальные перемеще

Номенклатура
11.5. Неравенство и бедность Неравенство и бедность — понятия, тесно связанные с соци альной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ре

Авторитаризм
Контрольные вопросы: 11. Что такое стратификация? I 2. Каковы основные критерии социальной стратификации? | 3. Каковы главные исторические типы социальной стратификации?

Межпоколенная мобильность Вертикальная мобильность Внутрипоколенная мобильность Дистанция мобильности Горизонтальная мобильность Объем мобильности
12.2. Характеристика форм мобильности Рассмотрим названные выше формы мобильности — группо­вую и индивидуальную. Групповая мобильность наблюдается там и тогда, где и когда

Факторы мобильности
12.3. Каналы вертикальной мобильности Самое полное описание каналов вертикальной мобильности впервые было дано П. Сорокиным, он их называл «каналами вертикальной циркуляции». По его

Нисходящая мобильность Групповая замкнутость Социальная клаузула
12.4. Миграция Миграция в широком смысле есть процесс перемещения [людей через границы территорий со сменой (навсегда или на [время) места постоянного пребывания. Иными словами, ми-

Формы миграции Последствия миграции
1. 2. 3. 4. 5, 6 Контрольные вопросы: Что такое социальная мобильность? Каковы виды и формы мобильности? Что такое дистанция и объем мобильности? Какие фак

Источники: http://nenuda.ru/роль-социологии-права-в-профессиональной-подготовке-соврем.html, http://www.kakprosto.ru/kak-93795-dlya-chego-nuzhna-sociologiya, http://allrefs.net/c8/3gpsz/p53/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *