Школа римских юристов в честь кого названа

В истории политических и правовых учений Древнего Рима важную роль сыграли юристы — Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Моде- стин и др. Интересно отметить, что если в Греции политические и правовые проблемы рассматривались философами и в лоне философии, то в Риме они разрабатывались прежде всего юристами. Их усилиями правовая мысль стала обретать черты самостоятельной отрасли человеческих знаний. Пожалуй, в древней истории не было больше другой страны и другого периода, когда юристы столь близко находились к центру власти и влияли на власть, как это было в Риме в I— III в. н.э.

Эти века — пик могущества Римского государства, которое, продолжая называться республикой, превратилось, по сути дела, в монархию во главе с принцепсами — императорами. Уже первые из них стремились заручиться идейной поддержкой юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. Со времени правления императора Октавиана, которому Сенат преподнес почетнейшее звание «Август» («священный»), самые видные юристы получили специальное право давать ответы от имени императора. Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале не был законодателем) стали обязательными для судей. Римские юристы получили большие привилегии и входили в ближайшее окружение императоров. Домиций Ульпиан (ок. 170—228) и Эмилий Папиниан (ок. 150—212) были даже первыми лицами после императора.

Говоря о римской школе юристов, прежде всего обратим внимание на трактовку ее представителями исходных понятий юриспруденции — «права» Ous) и «закона» (lex). Выводя понятие «право» из понятия «justitia» (правда, справедливость), они включали в понятие «право» момент должного (долженствования), без которого не может быть понятия «закон». Ульпиан так определял предписания права: «жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит». Геренний Модестин (годы жизни неизвестны) высказывался еще более определенно: «действие (сила) права: повелевать, запрещать, наказывать». В соответствии с таким пониманием права Папиниан определял закон как «предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, обет государства». Ответ на вопрос, кто конкретно предписывает и устанавливает закон, дал Гай (годы жизни неизвестны). По его определению, закон есть то, что одобрил и постановил римский народ, т.е. все граждане — патриции и плебеи.

Характерной чертой деятельности римских юристов была неразрывная связь теории и практики. Они творили право на основе разрешения конкретных жизненных ситуаций, с которыми сталкивались и граждане, и представители государственной власти. Об этом говорят такие афоризмы римского права: не следует, исходя из общего отвлеченного правила, создавать конкретное право; наоборот, нужно, основываясь на существующем живом праве, строить общую форму; не следует давать ответы, консультации или решать дело, не имея в виду всего закона, принимая во внимание только какую-нибудь его часть. Не случайно римское право называли «писаным разумом».

Римское право представляло собой прежде всего и главным образом римское гражданское право. Но в отличие от современного понимания гражданского права как той области права, которая регулирует имущественные отношения в обществе, римское гражданское право включало в себя три системы права:

  • 1) исконное национальное древнеримское право (jus civile), распространявшее свое действие исключительно на римских граждан, называвшихся квиритами. Отсюда и название — квиритское право;
  • 2) право народов (jus gentium), действие которого распространялось на все население Римского государства, включая инородцев — Перегринов, но только в той части, в какой оно регулировало имущественные отношения. В более широком понимании jus gentium означало право, общее для всех народов, включая правила, подсказываемые самой природой человека, т.е. естественное право;
  • 3) право преторское, сложившееся в практике работы некоторых магистратов (лат. «magistratus» — должностное лицо, начальник).

В качестве единого термина для всех этих систем права наиболее подходящим является «частное право» (jus privatum). Основные институты римского гражданского (частного) права составляют: право собственности; другие, более ограниченные права на вещи; договоры и другие обязательства; семейные правоотношения; наследование, а также вопросы защиты частных прав, особенно тех, которые касались исков [1] . Римские юристы разработали непревзойденные по точности нормы правовых отношений товаропроизводителей — покупатель и продавец, кредитор, должник, договор, обязательство, собственность, правоспособность и др. [2]

Важным достижением римской школы юристов является разделение частного права и публичного права (jus publicum). Согласно Уль- пиану к области частного права относятся нормы, ограждающие интересы отдельных лиц, а к области публичного права — нормы, ограждающие интересы государства. В области публичного права получили детальную разработку проблемы правового положения святынь и жрецов, полномочий властных органов и должностных лиц разных уровней, гражданства и ряд других, относящихся к областям государственного и административного права.

Рассмотрим подробнее вопрос о рабстве, точнее, об институте рабства в понимании римских юристов, сформулированные ими нормы отношений господина и раба, ибо эти нормы ближе других подходят к сфере политической и даже в определенных случаях переходят, как мы увидим, из сферы юридической в сферу политическую. Будем опираться при этом на работу Гая «Институции», в которой наиболее полно рассмотрен этот вопрос.

Исходные положения сформулированы Гаем так: «Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободны, или рабы». То, что рабы находятся под властью господ — законно. Власть над рабами есть институт не только гражданского, но и общенародного права. У всех народов господа имеют над рабами право жизни и смерти (говорится о таких наказаниях рабов, как заключение их в оковы, клеймение горячим железом, пытки, заключение в тюрьмы, принуждение бороться с дикими животными на арене цирка и др.). И все же у рабов было немало возможностей (подчеркнем — правовых возможностей) облегчить свою участь, стать не просто свободными людьми, но даже получить римское гражданство.

Различая среди свободных людей свободнорожденных и вольноотпущенных, т.е. тех, которые были отпущены на волю из законного рабства, римское право устанавливало три рода вольноотпущенных: тех, которые становились равноправными римскими гражданами; тех, кого называли латинами (или латинянами); и тех, кого считали покоренными с оружием в руках.

Вообще говоря, покоренными с оружием в руках считались иностранцы, т.е. представители народов, которые некогда с оружием в руках боролись против римлян, а затем, будучи побеждены, сдались. И тех, кто сдался, свободы не лишали, но запрещали им под страхом публичной продажи в рабство селиться в Риме или в округе его на 100 миль. Так вот тех рабов, которых господа отпускали на волю, в определенных случаях приравнивали к категории иностранцев, покоренных с оружием в руках. Это считалось низшей стадией свободы. Гай писал: «Свобода тех, которые поступили в число покоренных, самая незавидная; никакой закон, никакое сенатское постановление, никакой императорский указ не дает им прав римского гражданства» [3] .

В других случаях отпущенный на волю раб становился или римским, или латинским гражданином. Разъяснение дается такое: римским гражданином признается лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: 1) если оно старше 30 лет; 2) было собственностью господина по квиритскому праву; 3) получило свободу на законном основании. В случае если одного из этих условий недостает, данное лицо будет латином.

Но у латина, т.е. лица, обладающего латинским гражданством, сохранялось немало возможностей повысить свой гражданский статус, в частности путем получения квиритского права. Так, согласно эдикту Нерона латин получал квиритское право, если из перешедшего по наследству имущества ценностью в 10 тысяч сестерций он построит в Риме дом стоимостью не менее половины этой суммы. А Троян постановил предоставить квиритское право тому латину, который содержал бы в Риме в течение трех лет мельницу, вырабатывающую ежедневно не менее 100 мер хлеба.

Небезынтересно отметить и то, что условия получения латинами римского гражданства постепенно смягчались. Так, если вначале на получение римского гражданства могли рассчитывать только латины, возраст которых не превышал 30 лет, то затем возрастной ценз был отменен. В 212 г. император Каракалла предоставил права римского гражданства всем подданным Римского государства.

В Древнем Риме лежат истоки древнейшей профессии юриста и всего современного права в целом.

Несмотря на неоценимый вклад в развитие юридических школ, понятие юриста в Древнем Риме отсутствовало. Тем не менее, большинство историков сходится во мнении, что первыми римскими юристами можно считать понтификов. Они являлась членами особой коллегии жрецов, занимавшейся регулированием как религиозной, так и иных сфер общественной жизни на территории всего государства. Жрецы, вступившие в коллегию, становились обладателями и хранителями знаний о сакральном праве, а также могли создавать регламент по правильности его толкования и применения.

Все прецеденты, имевшие интерес с юридической точки зрения, фиксировались и рассматривались с особой тщательностью, кроме того, среди понтификов всегда был тот, кто занимался вопросами частного права. Тиберий Корунканий был первым понтификом, положившим начало традиции публичных выступлений, во время которых он давал консультации по судебным вопросам и толковал различные правовые аспекты.

В годы правления императора Августа самым известным юристом был Лабеон, основавший юридическую школу прокульянцев. Он являлся ярым республиканцем, а все его суждения отличались независимостью. Лабеон имел сугубо объективный подход и инновационные взгляды в отношении вопросов права. Ради того, чтобы заниматься своим любимым делом – развитием юридической науки, он совершил добровольный отказ от должности консула, которая была предложена ему самим римским императором. Начинал Лабеон с преподавания юриспруденции в Риме и написания научных работ в своем имении, после чего основал школу прокульянцев.

Всего на протяжении жизни этот деятель создал более 400 научных работ на юридическую тематику, которые вызвали огромный интерес и подробно изучались многими последующими поколениями юристов. Лабеон был весьма неординарным человеком, интересной личностью и прекрасным ораторам, благодаря этим качествам он собрал вокруг себя большое количество единомышленников и последователей. Самым известным из его учеников являлся Прокул , именно его именем была названа юридическая школа, основанная Лабеоном.

Также у историков имеются сведения и о школе сабиньянцев, которую возглавил известный римский юрист Кассий Лонгин. Этот человек являлся учеником Мазурия Сабина , чья личность также вызывает большой интерес: он был простого происхождения и только ближе к старости смог осуществить переход во всадническое сословие. Мазурий Сабин был первым и единственным на тот момент человеком в Риме, который обладал правом давать публичные ответы.

Основное сочинение Сабина «Цивильный труд», было названо в честь Квинта Муция Сцеволы , чьим учеником и последователем являлся сам Мазурий. Если же говорить о Кассии, то он, в отличие от своего учителя, происходил из знатного рода и был достаточно влиятельным человеком. В разное время занимал различные высокие государственные посты, причем при трех разных императорах. Ко всему прочему являлся азиатским проконсулом и сирийским легатом. Основным трудом Кассия Лонгина было «Цивильное право», также как и у его учителя. Школа, которую он основал, отличалась консервативными взглядами на юридическую науку и занималась активной разработкой и совершенствованием римской правовой системы.

К началу классического периода относится деятельность двух таких выдающихся юристов, как бы связывающих республиканскую юриспруденцию с классическим периодом, как Лабеон и Капитон. В классическом праве были знамениты две юридические школы. Первую школу основал в начале I в.н.э. Марк Антистий Лабеон, автор более чем 400 книг, умер где-то между 10 и 22 г. н.э. В свое время он отказался от предложенной ему Августом политической карьеры, предпочитая находясь в оппозиции, заниматься чистой наукой, известен своим реформаторским подходом к праву. Сторонники учения Лабеона по имени его ученика Прокула стали называться прокульянцами.

Основателем второй школы считается Гней Атей Капитон, юрист, сделавший прекрасную политическую карьеру при Августе (был консулом, понтификом), придерживался консервативных, традиционных взглядов. Его сторонники также по имени его ученика Сабина стали называться сабиньянцами.

Каждая из названных школ ориентировалась на разные философские учения (Аристотеля и стоиков), и потому одна придавала большее значение формальным категориям, а другая — «материальным», то есть сущностным отношениям. Являясь приверженцами монархии, сторонники прокульянцев допускали более широкое толкование республиканских правовых норм. Сабиньянцы в вопросах толкования права занимали более консервативную позицию, отдавали предпочтение квиритскому праву.

Сколько—нибудь полных данных, достаточных для того, чтобы судить об особенностях каждой из этих школ, не сохранилось. Известны лишь их расхождения по отдельным частным вопросам, например, по вопросу о спецификации, т.е. о судьбе вещи, изготовленной для себя из чужих материалов без злого умысла (вследствие неведения, ошибки и т.п.). Сабиньянцы решали этот спор в пользу собственника материалов, а прокульянцы — в пользу их переработчика (спецификанта).

К концу третьего века нашей эры различия между этими направлениями в юриспруденции практически исчезли.

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости.

Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности, как к своего рода искусству. В отличие от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которые они приобретали в результате своей деятельности.

Творческие достижения римских юристов, разработавших целый ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. И это вполне закономерно и естественно уже потому, что многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.

Источники: http://studref.com/354457/pravo/rimskaya_shkola_yuristov, http://drevniy-egipet.ru/yuridicheskie-shkoly-drevnego-rima/, http://studfiles.net/preview/2852260/page:2/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *