Рабочее место преподавателя вуза

Павпертов В.Г., Павпертов Г.В., Гладких Ю.А.
Тульский государственный университет,
Россия, г. Тула

Аннотация. Рассмотрены особенности рабочих мест, порядок проведения аттестации, сходства и различия в разных сферах деятельности: строительстве, на предприятиях железнодорожного транспорта, электроэнергетике, в сфере преподавания в высшем учебном заведении. Сделаны выводы о проведении аттестации рабочего места преподавателя вуза.

Ключевые слова: рабочее место, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, нестационарное рабочее место, годовая нагрузка.

В соответствии с письмом Рособразования от 28 января 2009 года № 16-2338/07-03 «О проведении аттестации рабочих мест» [1] Федеральное агентство по образованию обращает особое внимание руководителей подведомственных учебных заведений на обязательное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.09.2007 № 569 [2]. Приказ Минздрава ориентирован, прежде всего, на промышленные условия производственной деятельности. В промышленности рабочие места являются преимущественно стационарными, то есть зафиксированными в пределах определенной рабочей зоны. Кроме того, существует ряд отраслей, в которых достаточно много нестационарных рабочих мест, что затрудняет их аттестацию по условиям труда.

В ходе аттестации каждое рабочее место оценивается комплексно по трем уровням, в том числе по: техническому уровню; организационному уровню; условиям труда.

Рассмотрим порядок аттестации рабочих мест в разных сферах деятельности.

Для строительства характерны мобильный характер рабочих мест и значительное разнообразие строительных объектов. Это привело к разработке нормативных документов, учитывающих данную специфику.

Рабочее место в строительстве – это, прежде всего, строительная площадка, на которой располагается строящийся объект, а также санитарно-бытовые и производственные помещения, складские площадки. Рабочее место перемещается вместе со строящимся объектом [3].

Исходя из специфики организации строительного производства, объектами оценки выполнения требований нормативных правовых актов (АРМ) являются: организация стройплощадки и рабочих мест; безопасность эксплуатируемых машин, оборудования, оснастки и инструмента; безопасность применяемых материалов, конструкций и изделий; обеспеченность работников инструкциями по охране труда; обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ.

На предприятиях железнодорожного транспорта есть свои особенности. Это отражено в Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях железнодорожного транспорта, утвержденное МПС России 02.11.98 N ЦСР-611. Так, для монтеров пути рабочим местом являются железнодорожные пути их дистанции, где оцениваются все факторы труда. Работа монтеров пути протекает, как и в строительстве, на открытом воздухе. Поэтому микроклимат на рабочих местах измерениям не подлежит. Тяжесть труда измеряется при наиболее типичных и часто выполняемых работах: выправке пути, смене рельсов, крестовин, стрелочных переводов, шпал, брусьев, прокладок и других. С учетом затрат времени на те или иные работы вычисляются средние показатели.

Исходя из характера труда определяется напряженность трудового процесса.

Монтер пути – одна из травмоопасных профессий данной отрасли, поэтому особое внимание уделяется травмобезопасности.

В случаях, когда зона обслуживания (рабочее место) включает много объектов (помещений), объекты, где работающий пребывает менее 5 % смены, не оцениваются. Например, если электромеханик использует при работе ручную электродрель, время работы с которой составляет 1-2 % смены, то проводить измерения вибрации на электродрели нет необходимости [4].

В электроэнергетике трудовая деятельность подавляющего числа работников осуществляется в рабочей зоне, в которую входит обслуживаемые оборудования, здания и сооружения, расположенные на значительном расстоянии друг от друга и соединяемые маршрутами прохода (проезда). Эти маршруты проходят в зонах действия опасных и вредных факторов [5].

Приведем примеры рабочих мест в электроэнергетике. Рабочее место машиниста-обходчика по турбинному оборудованию (ТО) включает в себя рабочие зоны всех отметок ТО, где производится осмотр оборудования с учетом количества обслуживаемых турбин. Рабочее место электромонтера по обслуживанию подстанций включает в себя помещение щита управления и рабочие зоны на подстанции согласно технологическим картам осмотра и технического обслуживания оборудования и сооружений. Рабочим местом ремонтного персонала является пространственная зона, в которую входят ремонтные мастерские, комнаты отдыха работников и не ремонтные площадки, расположенные непосредственно у ремонтируемого оборудования, зданий и сооружений. Рабочее место диспетчера электросетей – помещение щита управления. Рабочим местом административно-управленческого персонала является рабочая зона, в которую входит рабочее помещение.

Одной из специфических особенностей электроэнергетических объектов является наличие постоянно действующих факторов травмоопасности на рабочие места со стороны оборудования, расположенного вне рабочих зон.

К педагогической и преподавательской деятельности в образовательных учреждениях, организациях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке [6].

Рабочее место преподавателя вуза является нестационарным. Часть рабочего времени преподаватель проводит в университете. Здесь он может находиться в аудитории, читая лекции и ведя практические и лабораторные занятия. Преподаватель также может находиться и в преподавательской комнате.

Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.

В правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, других локальных актах необходимо определить, должны ли преподаватели выполнять указанную работу непосредственно в образовательном учреждении, или она может осуществляться за его пределами.

В связи с этим подготовку к занятиям или другой вышеуказанный вид деятельности преподаватель вуза может осуществлять как в университете в преподавательской комнате, так и в любом другом удобном ему месте. Этот факт затрудняет процедуру проведения аттестации рабочих мест.

Преподаватель может занимать какую-либо должность (заведующий кафедрой, декан, проректор, ректор). В этом случае часть рабочего дня он проводит в своем кабинете, условия труда которого тоже подлежат оценке.

Если преподаватель находится в университете (в преподавательской комнате или в аудитории), то оценке подлежат: микроклимат; освещенность; параметры ЭМП (при наличии ПЭВМ); шум (при наличии источника шума); тяжесть; напряженность; травмобезопасность; наличие средств индивидуальной защиты (при необходимости).

Сравнив рабочие места разных отраслей, можно сделать вывод, что рабочее место преподавателя отличается от других рабочих мест. Поэтому существующая методика не совсем подходит к рабочему месту преподавателя.

В то же время настоящая методика рассчитана и на места, на которых работающий находится 40 часов в неделю. Что касается преподавателя вуза, то рабочее время лиц из числа профессорско-преподавательского состава имеет конкретную продолжительность — 36-часов в неделю [7]. Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации [8].

Кроме того, преподавателю устанавливается доплата в виде отпуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». Отпуск у преподавателя длится 56 дней, в то время как у других работников – 28 дней. [9]

Таким образом, при аттестации рабочих мест преподавателя возникает ряд проблем. Это и нестационарное рабочее место, и короткая продолжительность рабочей недели по сравнению с работниками на производстве, и годовая нагрузка. Следовательно, рабочее место преподавателя некорректно аттестовывать по известной методике. Чтобы решить эту проблему, нужно создать методику поведения аттестации рабочих мест по условиям труда в сфере преподавания.

1. Письмо Рособразования от 28 января 2009 года № 16-2338/07-03 «О проведении аттестации рабочих мест».

2. Приказ Миндравсоцразвития России от 31.09.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

3. Методическое пособие к СП 12-133-2000 «Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве».

4. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях железнодорожного транспорта, утвержденное МПС России 02.11.98 N ЦСР-611.

5. Временная методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в электроэнергетике от 16.06.98 с изменениями и дополнениями № 1/2001.

6. Модельный закон о статусе работника образования. Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-13 на 27-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.

7. Постановление Правительства от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников (с изм. от 09.06.2007 №363).

8. Постановление Правительства от 20.11.2008 №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

9. Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Образцов П. И.

Рассматриваются некоторые подходы к разработке и применению в вузе автоматизированного рабочего места преподавателя, а также предлагаются научнометодические подходы к его проектированию и конструированию.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Образцов П.И.,

AUTOMATED WORK PLACE OF TUTOR

In the article the some accesses to the research and their applying in higher educational institution of automated work place of tutor and science-methodical approach to its designing and construction are observed.

Текст научной работы на тему «Автоматизированное рабочее место преподавателя вуза»

объектами управляющей предметной среды: дис. в виде науч. доклада. М., 1993. 63 с.

6. Яценко И.И. Тяжелая атлетика: дальнейшие перспективы. М.: ФиС, 1999. 278с.

M. V. Hitrov, T.I. Subbotina

THEORETICAL PRECONDITION MANAGEMENT INTRAMUSCULAR COORDINATION WITH THE MAXIMUM TRACTION

In the article the expression of muscle strength, intramuscular coordination, means of dynamic additive mechanisms of motor ways of solving problems in traction is observed.

Key words: intramuscular coordination, traction, power supplements.

Получено 14.02.2012 г.

П.И. Образцов, д-р. пед. наук., проф., 8-903-637-62-25, [email protected] (Россия, Орел, ОГУ)

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Рассматриваются некоторые подходы к разработке и применению в вузе автоматизированного рабочего места преподавателя, а также предлагаются научнометодические подходы к его проектированию и конструированию.

Ключевые слова: преподаватель вуза, автоматизированное рабочее место, модульный принцип, базы данных.

В условиях информатизации образования функции педагога вуза значительно расширяются и усложняются. Характер труда его изменяется, все более приобретая проектировочную, организаторскую и консультативную направленность. При этом роль преподавателя не только остается ведущей, но и еще более усиливается. Это связано с тем, что педагогу необходимо осуществлять ее в новой педагогической среде, характеризующейся использованием современных информационных средств и расширением спектра воздействий на студентов через реализуемые им стратегию и тактику обучения. Ему приходится проектировать и конструировать информационную технологию обучения, разрабатывать на ее основе дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины (подробнее структура, содержание и особенности его создания описаны в Internet по адресу www.pavelobraztsov.narod.ru), обосновывать логику организации взаимодействия со студентами на коммуникативном уровне, определять формы, методы и критерии управления их познавательной деятельностью,

моделировать структуры и алгоритмы взаимодействия обучающихся с ПЭВМ, формировать педагогические тесты и тестовые задания для организации контроля и самоконтроля.

Для того чтобы решать названные задачи преподавателю, наряду с основами педагогики и психологии, необходимо: знать возможности компьютера в своей предметной области и обладать навыками работы с ним; иметь навыки управления познавательной деятельностью студентов как в дисплейном классе, так и в период их самостоятельной работы с ПЭВМ; уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал для его реализации в педагогических программных продуктах; в сотрудничестве с программистами или самостоятельно разрабатывать элементы дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины и т. п.

Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя все в большей степени приобретает творческий характер и требует от него совершенствования педагогического мастерства, значительных

интеллектуальных и временных затрат. В связи со сказанным, актуальной задачей следует считать избавление педагога от ряда нетворческих, трудоемких процессов и операций, занимающих сегодня значительную часть его рабочего времени. Решение этой задачи видится на пути разработки и применения в вузе автоматизированного рабочего места преподавателя (далее по тексту АРМ-П). В статье обоснуем некоторые подходы, которые, на наш взгляд, могут способствовать ее решению.

Построение АРМ-П целесообразно организовать по модульному принципу в виде своеобразных баз данных, обеспечивающих технологию ввода, систематизации, хранения и представления педагогу информации с использованием вычислительной техники. Они могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую и графическую информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом на компьютер в определенной, характерной для данной системы форме — формате). Действия по обработке информации, хранящейся в базах данных, обеспечиваются с помощью набора функций специального программного обеспечения — системой управления базами данных (СУБД). Систематизацию и поиск информации в соответствующих базах можно организовать по гибридному принципу с использованием как иерархической, так и реляционной ее структур. В первом случае в качестве классификационной основы можно использовать каталоги и рубрикаторы, т. е. информационно-поисковые языки иерархического типа, во втором -каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т. п.), ее поиск осуществляется по какому либо из них или по любой их

комбинации. При этом СУБД предполагает наличие системы меню нескольких уровней вложенности, определяющую оптимальные маршруты формирования требуемой преподавателю информации, систему редактирования для внесения изменений в базы данных, систему формирования форм отчетности по выходным результатам, систему долговременного хранения вложенной информации. Их наличие позволяет хранить, извлекать, дополнять информацию на различных уровнях вложенности, обеспечивать защиту от несанкционированного доступа и удаление информации. В частности, в последнем случае речь идет о доступе к информации пользователей двух категорий -привилегированных, имеющих право вносить изменения в базы данных, и непривилегированных.

Таким образом, АРМ-П целесообразно рассматривать как совокупность модулей, каждый из которых содержит требуемую преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности информацию, и СУБД. Структурно в состав АРМ-П предлагается включить следующие модули: обучающегося, управления познавательной деятельностью обучающихся и поддержки принятия решений.

Модуль обучающегося представляет собой базу данных об основных личностных и значимых профессиональных качествах студента, которые могут быть востребованы преподавателем на этапе как проектирования информационной технологии обучения, так и ее реализации в вузе. Исходя из сказанного, целесообразно предложить следующую структуру модуля. Он может состоять из трех взаимосвязанных субмодулей, каждый из которых содержит строго определенные характеристики студента. Первый из них — субмодуль личности обучающегося — включает характеристики, отражающие социально-психологический, мотивационно-ценностный и

психологический уровни развития студента. Второй — субмодуль межличностного взаимодействия обучающегося — включает данные о развитии у него коммуникативных качеств, месте, которое он занимает в студенческом коллективе, его социометрическом статусе, характере межличностных отношений с сокурсниками. Третий — субмодуль учебнопознавательной деятельности обучающегося — содержит данные об уровне базовых и текущих знаний, навыков и умений студента, предысторию его обучения в вузе по циклам учебных дисциплин, которые им уже изучены или изучаются в настоящее время (итоговые оценки по всем дисциплинам по месяцам, семестрам, годам обучения, наличие задолженностей), характер его продвижения по соответствующим ступеням освоения содержания профессионального образования. Поскольку объем данных на каждого студента и их обработка очень велики, а последняя еще и трудоемка, следует считать целесообразным возложение обязанностей по

формированию первого и второго субмодулей на специалистов психологической службы вуза. Сбор требуемой информации можно осуществлять на основе мониторинга профессионального становления специалиста в учебном заведении. Для его реализации целесообразно организовать диагностику развития у студентов индивидуальнопсихологических и значимых профессиональных качеств личности. С целью получения наиболее достоверных результатов важно установить периодичность и частоту проводимой диагностики, перечень качеств личности обучающегося, подлежащих отслеживанию, методики их диагностирования, способы измерения и оценивания. Результаты диагностики заносятся в “Карту психологического обследования и изучения студента”, которая служит основой для формирования названных субмодулей.

Следует особо отметить, что формирование субмодуля личности студента носит динамический характер, заключающийся в том, что он периодически (как правило, каждый год) уточняется и корректируется. Причем основанием для этого служат не только результаты диагностики, проводимой специалистами психологической службы, но и наблюдения преподавателей, которые периодически должны обобщаться.

При формировании второго субмодуля целесообразно предусмотреть включение в его состав характеристик, которые позволяют преподавателю при реализации информационной технологии обучения учитывать уровень межличностных отношений в студенческих коллективах — лидеров, “изолированных”, наличие микрогрупп, типы их коммуникативных связей и т.п. В этом субмодуле могут быть представлены как персональные показатели на каждого студента -социометрический статус студента в коллективе, так и групповые показатели, например, индексы групповой сплоченности или разобщенности студенческой группы. Для получения такого рода информации целесообразно использовать методы парных сравнений, социометрии, референтометрии и др. Информация, содержащаяся в субмодуле, также периодически должна уточняться и корректироваться. Важно отметить, что она, как и в первом случае, носит конфиденциальный характер и поэтому доступ к ней должен быть строго ограничен.

Субмодуль учебно-познавательной деятельности обучающегося целесообразно формировать силами специалистов факультетов, т. е. теми лицами, которые занимаются сбором, обработкой, анализом и обобщением подобного рода информации.

Опора на использование в рамках АРМ-П описанного модуля обучающегося способствует обеспечению личностно-ориентированной модели образования студентов в вузе.

Обоснуем необходимость включения в состав АРМ-П двух других

модулей и их содержательное наполнение.

Включение в состав АПМ-П модуля управления познавательной деятельностью обучающихся имеет целью обеспечение преподавателя информацией, необходимой ему для реализации в учебном процессе соответствующей информационной технологии обучения. Исходя из этого, предлагается включение в его состав двух субмодулей — дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины и рейтинговой системы контроля и оценки знаний обучающихся.

Первый из названных субмодулей имеет специально встроенную в него систему управления познавательной деятельностью студентов и позволяет реализовывать ее с использованием соответствующих педагогических программных продуктов учебного назначения. Второй субмодуль может быть представлен в виде электронного журнала учета и контроля результатов обучения студентов. В качестве его основных достоинств необходимо указать следующие: во-первых, одновременного фиксирования результатов всех видов контроля, проводимых в учебных группах согласно тематическому плану и расписанию занятий, во-вторых, персонального учета успеваемости всех студентов с построением индивидуального рейтинга, в-третьих, вычисления не только итогового, но и промежуточного рейтинга любого обучающегося, в-четвертых, быстрого и оперативного внесения любых изменений, в том числе, в коэффициенты значимости того или иного вида контроля с одновременным пересчетом всех показателей рейтинга. В рамках данного субмодуля реализуется возможность оперативного отслеживания преподавателем результатов его педагогической деятельности и при необходимости внесения требуемых коррективов. Таким образом, этот элемент модуля управления познавательной деятельностью студентов принципиально отличается от субмодуля учебно-познавательной деятельности, описанного выше, поскольку позволяет отслеживать информацию об обучающихся не на стратегическом, а на оперативном уровне.

В процессе осуществления своей профессиональной деятельности преподавателю постоянно приходится руководствоваться целым рядом нормативных документов, которые определяют порядок организации учебного процесса в конкретном вузе, на кафедре, при изучении отдельных циклов дисциплин. Их поиск зачастую отнимает значительную часть рабочего времени педагога. Кроме этого, значительная часть нормативных документов, регламентирующих деятельность преподавателя, создается им самим и подлежат постоянному обновлению или коррекции. В частности, речь идет о личном плане работы преподавателя на месяц, планах проведения учебных занятий, планах проведения консультаций со студентами и т. п. Это также отвлекает преподавателя от продуктивной творческой деятельности.

Исходя из сказанного, считаем целесообразным включение в АРМ-П специального модуля поддержки принятия решений. По аналогии с предыдущими модулями он может состоять из двух субмодулей -соответственно рабочей документации по организации учебного процесса в вузе и на кафедре, а также рабочей документации по организации учебного процесса при изучении конкретной учебной дисциплины. В случае востребованности информации, содержащейся в данном модуле, преподаватель в режиме свободного выбора (сервисный режим) всегда может получить к ней доступ.

Обоснуем содержание каждого из названных субмодулей. В состав первого из них целесообразно включить, например, следующие нормативные документы: устав высшего учебного заведения; инструкции по нормированию основных видов работ преподавателя (учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной); инструкции по организации и проведению стажировок, преддипломной практике студентов; инструкции по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и др. В состав модуля могут быть включены текущие документы, регламентирующие деятельность преподавателя на том или ином временном отрезке. К ним, например, могут быть отнесены: расписание учебных занятий на текущий семестр, годовой план методической работы вуза, календарный месячный план учебного заведения, годовой и месячный планы работы кафедры, месячный индивидуальный план работы преподавателя и т. п. Следует заметить, что для всех документов, составление которых входит в компетенцию преподавателя, в составе названного модуля целесообразно иметь типовые бланки-заготовки, которые позволяют облегчить работу пользователю АРМ-П при повторном их заполнении.

В состав субмодуля рабочей документации по организации учебного процесса при изучении конкретной учебной дисциплины целесообразно включить всю документацию, которая может быть востребована преподавателем как на этапе проектирования и конструирования информационной технологии обучения, так и на этапе ее практической реализации. Это могут быть, например, ФГОСы ВПО; рабочая программа учебной дисциплины; тематический план и плановая таблица распределения учебного времени при ее изучении для всех специальностей и специализаций; технологическая карта изучения дисциплины; фондовые лекции, планы проведения семинарских и практических занятий, бланки-заготовки для их обновления; электронный банк литературных источников по дисциплине, имеющихся в учебной библиотеке, а также методическом кабинете кафедры; фонд тестовых заданий для контроля знаний студентов; наборы хрестоматийного материала, рекомендуемого студентам для подготовки докладов и сообщений на семинарских и практических

занятиях и т. п. Вместе с тем следует указать, что часть названных документов, как уже указывалось выше, в электронном виде представлена в составе дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины, а это значит, что они могут быть востребованы преподавателем из другого модуля АРМ-П и не требуют дополнительного создания.

Обобщая сказанное, считаем, что разработка и использование АРМ-П будет способствовать повышению производительности профессиональной деятельности педагога в условиях информатизации высшей школы.

AUTOMATED WORK PLACE OF TUTOR

In the article the some accesses to the research and their applying in higher educational institution of automated work place of tutor and science-methodical approach to its designing and construction are observed.

Key words: tutor, automated work place, modular approach, database.

Получено 14.02.2012 г.

Х.М.Ляшенко, аспирант, ассистент, +7 -920-741- 48- 75, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

Ю.Л.Веневцева, д-р мед. наук., зав. кафедрой, (4872) 35-19-75, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

А.Х.Мельников, д-р мед.наук, проф., (4872) 31- 90 -78, meln [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЕ

Обучение на первых курсах вуза сопровождается напряженностью адаптации к учебному процессу, артериальное давление (АД) повышается у 54,5 % юношей и 20,4 % девушек. Нормализация АД на фоне улучшения психофизиологических показателей после 12-недельного курса тренировок аэробной направленности свидетельствовала об эффективности используемых физкультурно-оздоровительных технологий.

Ключевые слова: студенты, физкультурно-оздоровительные технологии, неустойчивое артериальное давление.

Введение. Обучение в вузе предъявляет к организму молодых людей 18-25 лет, имеющих специфические анатомо-физиологические

Здравствуйте. Меня зовут Павел. У меня на работе в ВУЗе складывается аналогичная ситуация с вопросом, который был задан ранее Денисом Коржавиным: 04.12.2017 — Денис Коржавин

Доброго времени суток. Работаю в среднем профессиональном лицее. Администрация требует, чтобы я находилась на работе с 8.00 до 15.00, если даже у меня в этот день нет уроков. Могу ли я в тот день, когда нет уроков, не приходить на работу, а готовиться к урокам дома?
т.е. могут ли преподаватели ВУЗа при отсутствии у них по расписанию занятий не приходить на рабочее место, а готовиться к занятиям вне рабочего места?

Вы успешно подписались.

Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений

© Justiva.ru
Все права защищены 2017-2019

При поддержке онлайн-чатов

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Время истекло

Время выделенное для редактирования истекло.

Вскоре наш модератор рассмотрит вашу жалобу.

Правила и рекомендации для написания ответов

  • Запрещено давать бесполезный ответ. Консультация должна быть полной и обоснованной.
  • Запрещено дублировать/копировать ответы других юристов из разных источников.
  • Ваш ответ должен быть авторским и уникальным.
  • Запрещено излишне цитировать законы без разъяснений.
  • Запрещено предлагать свои услуги в обход сайта (указывать контакты).
  • Запрещено давать ссылки на сторонние сайты без острой необходимости или без запроса клиента.
  • Запрещено грубить клиенту
  • Приветствовать клиента;
  • Отвечать полно и обоснованно;
  • Аргументировать указание соответствующих законов;
  • Подводить итог консультации в концентрированном виде.

Консультируя клиентов на Justiva.ru, вы принимаете правила оказания юридических услуг. В случае нарушения администрация вправе удалять ваши ответы и ограничивать вашу учётную запись в использовании некоторого функционала.

Открыть контакты автора

Контактные данные будут видны
только вам

Источники: http://www.eco-oos.ru/biblio/konferencii/mezhdunarodnaia-nauchno-prakticheskaia-konferentciia-ustoichivoe-razvitie-ratcionalnoe-prirodopolzovanie-tekhnologii-zdorovia-2011/46/, http://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizirovannoe-rabochee-mesto-prepodavatelya-vuza, http://justiva.ru/question/61538

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *