Переход уфскн в мвд

Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу о проверке конституционности положений ч. 1, 5 ст. 33 Закона № 305-ФЗ и подп. «б» п. 4 Указа Президента РФ № 156, которыми были упразднены Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба, а также ст. 17, 19 и 20 Закона о службе в органах внутренних дел. Поводом для рассмотрения дела стали запрос Верховного Суда Республики Дагестан и жалоба гражданина Сергея Базаленко, объединенные в одно производство.

Как следует из представленных материалов, в производстве ВС Республики Дагестан находится гражданское дело по искам бывших сотрудников органов наркоконтроля, которым после увольнения в связи с упразднением ФСКН было отказано в приеме на службу в органы внутренних дел. Отказ был мотивирован тем, что законодательство не содержит такого основания приема на службу, не предусматривает безусловной обязанности руководителей органов внутренних дел принимать на службу уволенных в порядке перевода наркополицейских. Кроме того, в результате проведенных проверочных мероприятий были выявлены сведения, компрометирующие истцов, – о привлечении к административной ответственности, о положительной реакции при прохождении психофизиологического исследования с использованием полиграфа, о возможной причастности родственников к различным преступлениям.

ВС Республики Дагестан пришел к выводу о том, что имеется неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ нормативных положений, подлежащих применению при рассмотрении данного гражданского дела, приостановил производство и обратился в КС РФ с соответствующим запросом о проверке их конституционности.

Гражданину Базаленко после увольнения из ФСКН было также отказано в принятии на службу в органы внутренних дел. Суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении его исковых требований о признании незаконными приказа об увольнении в части даты его увольнения и исключения из списков сотрудников органов наркоконтроля, а также бездействия территориальных органов внутренних дел, выразившегося в непринятии его на соответствующую службу. Базаленко оспаривал соответствие Конституции РФ тех же законоположений, что и ВС РД, а также ч. 10, 11 ст. 33 Закона № 305-ФЗ, упразднившего ФСКН, поскольку содержащиеся в них нормы не предусматривают зачет в стаж службы (выслугу лет) бывшего сотрудника органов наркоконтроля, не принятого на службу в органы внутренних дел, а также периода ожидания приема на такую службу.

Рассмотрев обращения, КС РФ указал, что оспариваемые Базаленко положения ч. 10, 11 ст. 33 Закона № 305-ФЗ в его деле не применялись, в связи с чем в этой части его жалоба не отвечает критерию допустимости. Относительно положений Закона о службе в органах внутренних дел, конституционность которых оспаривал ВС Республики Дагестан, КС РФ отметил, что они содержат лишь общие нормы, касающиеся поступления на службу в органы внутренних дел, и не препятствуют применению специального правового регулирования, установленного для реализации соответствующих организационно-штатных мероприятий, поэтому самостоятельным предметом рассмотрения КС РФ по настоящему делу являться не могут.

Относительно конституционности положений ч. 1, 5 ст. 33 Закона № 305-ФЗ и подп. «б» п. 4 Указа Президента РФ, упразднивших ФСКН, Конституционный Суд отметил следующее.

Согласно подп. «б» п. 4 Указа сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, принимаются на службу в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации; таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается. Законом также предусмотрен их прием на службу в ОВД переводом в упрощенном порядке. При этом установлено, что по заявлению сотрудника наркоконтроля, не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию ФСКН, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля; такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством РФ.

Как отметил КС РФ, тем самым федеральный законодатель фактически не исключил возможность отказа в приеме на службу в органы внутренних дел сотрудникам упраздненных органов ФСКН. Таким образом, возникла формальная несогласованность между положениями упраздняющих наркоконтроль Закона № 305-ФЗ и Указа Президента РФ, что породило неопределенность, не позволяющую единообразно толковать указанные правовые нормы. Это привело к тому, что в правоприменительной практике данные нормы стали пониматься как допускающие отказ (в том числе без объяснения причин) в приеме на службу в органы внутренних дел сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении ФСКН изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган.

В то же время Конституционный Суд обратил внимание на то, что необходимо учитывать временный характер оспариваемых законоположений: на настоящий момент срок проведения мероприятий, связанных с ликвидацией ФСКН, продлится до 1 июля 2018 г. При этом, согласно данным ликвидационной комиссии ФСКН, подавляющее большинство сотрудников этой службы были приняты в органы внутренних дел, а большинство тех, кому по каким-либо причинам было отказано в приеме на эту службу, воспользовались своим правом на изменение основания увольнения и получение предусмотренных законом выплат.

Таким образом, КС РФ сделал вывод о том, что оспариваемое правовое регулирование практически утратило свое значение. А признание его неконституционным ставило бы под сомнение легитимность правоприменительных решений, принятых в отношении подавляющего большинства сотрудников органов наркоконтроля, что не согласовывалось бы с принципом стабильности служебных отношений и не отвечало бы публичным интересам службы в ОВД и частным интересам этих лиц. При этом Суд отметил, что федеральный законодатель исходил из того, что упрощенный порядок приема на службу сотрудников ФСКН не исключает соблюдение в отношении них предусмотренных законодательством ограничений для поступления на службу в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, делающих это невозможным.

Также КС РФ указал, что законодательно не ограничивается и срок обращения сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, в ликвидационную комиссию ФСКН. «Такой сотрудник не может быть лишен права на изменение основания увольнения и получение указанных выплат и в тех случаях, когда решение об отказе ему в приеме на службу в органы внутренних дел было принято по истечении трех месяцев со дня увольнения», – поясняется в постановлении.

Однако, указал КС РФ, несмотря на установление трехмесячного срока, в течение которого сотрудники органов наркоконтроля подлежат приему на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке, принятие такого рода решений может затянуться на неопределенное время.

Таким образом, Конституционный Суд признал оспариваемые законоположения не противоречащими Конституции РФ, но при этом обязал федерального законодателя установить правовой механизм, позволяющий обеспечить учет периода ожидания сотрудниками органов наркоконтроля, уволенными в связи с переводом в другой государственный орган, принятия решения о приеме на службу в органы внутренних дел при исчислении стажа службы (выслуги лет).

КС РФ также постановил, что правоприменительные решения по делу гражданина Базаленко, вынесенные на основании ч. 1, 5 ст. 33 Закона № 305-ФЗ и подп. «б» п. 4 Указа Президента РФ № 156 в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в постановлении, подлежат пересмотру.

По мнению адвоката АБ «ЗКС» Кирилла Махова, Конституционный Суд в данном постановлении постарался разрешить возникшее двоякое понимание нормы закона, при этом обеспечив сохранность гарантированных Конституцией РФ и иными законодательными актами прав и свобод.

Руководитель конституционной практики адвокатской конторы «Аснис и партнеры» адвокат Дмитрий Кравченко добавил, что данное постановление интересно его «согласующей» ролью. «Фактически Конституционный Суд устранил за законодателя разногласия в нормативном регулировании соответствующего вопроса, – отметил адвокат. – При этом КС РФ частично урегулировал ряд противоречивых законодательных положений, исключив, например, случаи, когда орган внутренних дел сам затягивал принятие решения об упрощенном приеме бывших сотрудников ФСКН и затем ссылался на истечение установленного срока для подобного упрощенного приема или когда подобным затягиванием он фактически вынуждал человека найти другую работу, так как соответствующее время не шло в его стаж».

При этом Дмитрий Кравченко обратил внимание, что саму по себе ситуацию, когда перевод одним законом признается как бы безусловным, а на основании другого переводимый проверяется на соответствие дополнительным критериям новой службы, Суд признал допустимой.

Аналогичную позицию высказал адвокат МОКА Валерий Банин. По его мнению, постановление фактически аннулирует один из базовых принципов римского права, действующий и сейчас: Dura lex, sed lex – «Закон суров, но это закон».

Как отметил Валерий Банин, в своем постановлении КС РФ признает, что согласно Указу Президента РФ сотрудники ФСКН принимаются на работу в органы внутренних дел в порядке перевода без обязательных в обычном случае условий, тем более что сама служба создавалась на базе МВД России из его работников. Однако, как было установлено, это работает не всегда, что ведет к неоднозначному и произвольному толкованию правовой нормы.

«КС РФ данную неоднозначность считает достаточным основанием для признания такой нормы не иначе как не соответствующей Конституции РФ, о чем прямо прописано в п. 3.4 данного постановления», – указал он. Однако, отметил далее Валерий Банин, Суд указал, что оспариваемое правовое регулирование носит «исключительно временный характер», поэтому признал оспариваемые положения не противоречащими Конституции РФ.

«То есть закон суров, но он не закон?» – задался вопросом адвокат.

Ликвидация упраздненных президентом РФ Владимиром Путиным Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) завершится к концу года. При этом в МВД, которому переданы функции обеих служб, перейдут около 30 крупных объектов, в том числе институты, медицинские учреждения и санатории. Решения по кадровым вопросам, связанным с расформированием ФМС и ФСКН и созданием в МВД соответствующих структур, будут приняты, как ожидается, в самое ближайшее время.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал правительственные постановления о передаче в ведение МВД РФ организаций, входивших ранее в системы ФМС и ФСКН. Ликвидационные мероприятия по упразднению обеих структур должны быть завершены до 31 декабря этого года включительно. Ликвидационные комиссии в упраздненных ведомствах возглавят заместитель директора ФМС Николай Смородин и заместитель начальника международно-правового департамента, начальник договорно-правового управления ФСКН генерал-майор Валерий Зиновьев.

Правительственные постановления были изданы во исполнение указа президента России от 5 апреля этого года. Напомним, в тот день Владимир Путин провел масштабную реформу правоохранительной системы. Была создана Федеральная службы национальной гвардии РФ, к которой отошли из МВД внутренние войска, спецназ, ОМОН, вневедомственная охрана, авиация и некоторые другие структуры. Кроме того, президент упразднил ФСКН и ФМС, передав их полномочия МВД, где уже назначены руководители создаваемых главных управлений по вопросам миграции и по контролю за оборотом наркотиков.

Согласно правительственным постановлениям, МВД получит в свое ведение 10 крупных объектов, ранее принадлежавших ФСКН, и 19 объектов, унаследованных от ФМС. Среди них — более десятка расположенных в разных регионах центров временного размещения иммигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев, иностранных граждан, подлежащих депортации, центры медико-психологической реабилитации этих лиц, учебные центры и ФГУП «Паспортно-визовый сервис», а также научно-исследовательский центр ФСКН в Москве, несколько институтов, санатории в Подмосковье, Калининградской области, Краснодарском крае и центральная поликлиника ФСКН в Москве.

Что касается остального имущества, которое до сих пор находилось в ведении ФМС и ФСКН (в том числе и помещений, которые занимали подразделения обеих служб), то после его инвентаризации, на которую отводится два месяца, МВД и Росимущество совместно определят список объектов, которые получит полицейское ведомство. Право оперативного управления этим имуществом за МВД должно быть оформлено до 29 декабря.

Что касается кадровых вопросов, связанных с расформированием ФСКН и ФМС и созданием соответствующих структур в МВД, то их решение ожидается в самое ближайшее время. Напомним, указом президента РФ от 5 апреля предписывается завершить проведение организационно-штатных мероприятий до 1 июня 2016 года. При этом, говорится в документе, МВД передается штатная численность упраздняемых служб с учетом сокращения количества сотрудников ФМС на 30%. Кроме того, в указе оговаривается, что при переходе в МВД сотрудник наркополиции вправе рассчитывать максимум на звание полковника, тогда как в ФСКН служили десятки генералов.

Как предполагают опрошенные «Ъ» сотрудники МВД, основу для дальнейших кадровых решений составит указ президента России, который установит предельную численность как национальной гвардии, к которой перешла часть структур МВД, так и самих органов внутренних дел. Исходя из этих цифр уже можно будет говорить об общей численности подразделений МВД по контролю за вопросами миграции и оборотом наркотиков.

Ждут кадровых решений и в региональных подразделениях упраздненных ведомств. Так, в петербургском УФСКН «Ъ» сообщили, что с 20 мая 2016 года прекращены «прием, регистрация и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях». Теперь их будут принимать в территориальных органах МВД. В частном порядке сотрудники ФСКН рассказали, что все имущество и транспорт управления уже переданы ГУ МВД, здание УФСКН на 2-й Советской улице также отходит к полиции (по неофициальным данным, там разместится управление по контролю за наркотиками). Сейчас все кабинеты опечатаны, служебная документация в опломбированных коробках дожидается новых хозяев. Сами наркополицейские сдали удостоверения. «Большая часть оперативников и экспертов, наверное, перейдет в полицию»,— сказал «Ъ» один из бывших сотрудников УФСКН. По оценкам самих наркополицейских, их зарплата после перехода в систему МВД станет меньше на 40%, кроме того, у них не будет прежней надбавки за выслугу лет — в УФСКН она составляла три месяца за каждый год службы. По неофициальным данным, большая часть бывших руководителей УФСКН не планирует продолжать службу: «генералы на полковничьи должности не идут». Те из них, кому позволяет выслуга лет, как, например, заместитель начальника регионального управления генерал-майор полиции Вячеслав Рябцев, скорее всего, уйдут в отставку.

Александр Игорев; Владислав Литовченко, Санкт-Петербург

Разъяснение порядка зачисления в выслугу лет период перерыва, возникшего с даты увольнения из Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков до момента принятия на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Подлежит ли зачету в стаж службы (выслугу лет) гражданам, уволенным из органов наркоконтроля и принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, период с момента их увольнения из органов наркорконтроля ми до момента назначения на должность в органы внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частями 10 и 11 Федерального закона от 3 июля 2011 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»

Подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» сотрудники органов наркоконтроля в связи с упразднением ФСКН России принимаются на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.

Зачет в выслугу лет периода перерыва, возникшего с даты увольнения со службы в ФСКН России до момента принятия на службу в органы внутренних дел, названными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрен.

По мнению ДГСК МВД России, оснований для зачета в стаж службы (выслугу лет) указанного периода не имеется.

Позиция ДГСК МВД России не противоречит законодательству Российской Федерации.

Разъяснение подготовлено СПУ ДПД МВД России.

Источники: http://www.advgazeta.ru/novosti/konstitutsionnyy-sud-razyasnil-perevod-byvshikh-narkopolitseyskikh-na-sluzhbu-v-mvd-/, http://www.kommersant.ru/doc/3000826, http://63.xn--b1aew.xn--p1ai/document/11211944

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *