Обязательны ли к исполнению методические рекомендации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин.

Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. N АКПИ14-1287 Об оспаривании абзаца шестого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. директором Федеральной службы судебных приставов — Главным судебным приставом РФ 19 июня 2012 г. № 01-16

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Сомхиевой С.Ю.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Романцева М.В. о признании недействующим абзаца шестого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации 19 июня 2012 г. № 01-16, установил:

директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации 19 июня 2012 г. за № 01-16 утверждены Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (далее — Методические рекомендации).

Согласно абзацу шестому подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций сведения о размере средней заработной платы территориальным органам ФССП России следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата.

Романцев М.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца шестого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 3 статьи 15, части 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации, пункту 7 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», пунктам 2 и 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.

Романцев М.В. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В суде адвокат Васильев А.А., представляющий интересы Романцева М.В., поддержал заявленные требования.

Представители Федеральной службы судебных приставов Биченков А.В., Министерства юстиции Российской Федерации Мухартова М.Н., возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, а содержат внутренние правила и предписания для судебных приставов.

Выслушав объяснения адвоката Васильева А.А., представляющего интересы Романцева М.В., представителей ФССП России Биченкова А.В., Минюста России Мухартовой М.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в статье 17 определяет порядок индексации размеров трудовых пенсий (включая их фиксированный базовый размер) и в пункте 7 этой статьи предусматривает, что годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера (подпункт 5 пункта 6 данной статьи) определяются Правительством Российской Федерации.

Из содержания названной нормы Федерального закона следует, что положения, касающиеся порядка определения годового индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, направлены исключительно на регулирование сферы пенсионных правоотношений, и их использование в иных целях законодательством не предусмотрено.

Размер задолженности по алиментам согласно части 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Оспариваемые положения Методических рекомендаций адресованы территориальным органам ФССП России, которые при расчете размера задолженности по алиментам должны сведения о размере средней заработной платы ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420, Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р, предусмотрено осуществление работы по формированию статистической информации о средней заработной плате в Российской Федерации.

Порядок получения указанной информации регламентирован Административным регламентом предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги по предоставлению гражданам и организациям официальной статистической информации, утвержденным приказом Росстата от 29 декабря 2012 г. № 668, в соответствии с которым официальная статистическая информация может предоставляться на основании запроса.

Методические рекомендации порядок определения размера средней заработной платы в Российской Федерации не устанавливают.

Согласно разъяснению, данному в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9).

Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» закрепляет положения, в соответствии с которыми нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 8); нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения — издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны (пункт 9).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ФССП России входит в систему федеральных органов исполнительной власти и не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 1, подпункт «в» пункта 4, пункт 13). При этом для целей данного Указа под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц (подпункт «а» пункта 2).

Предписания оспариваемых Методических рекомендаций, в том числе те, с которыми заявитель связывает нарушение своих прав, не содержат обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, и их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Методические рекомендации, по сути, носят организационный характер и не являются актом реализации прав и обязанностей сторон в исполнительном производстве.

По своей правовой природе Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, в силу чего не подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и на них не распространяются требования Указа Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

То обстоятельство, что в судебных постановлениях содержатся ссылки на Методические рекомендации, не может свидетельствовать об их нормативном характере.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Романцева М.В. о признании недействующим абзаца шестого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации 19 июня 2012 г. № 01-16, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков

Обзор документа

Оспаривались некоторые правила, касающиеся взыскания алиментов по исполнительным документам.

Речь о правилах, предусмотренных Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов.

Оспариваемые положения регулируют порядок расчета долга по алиментам в определенном случае.

Это ситуация, когда должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход.

В таком случае задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней зарплаты в России на момент взыскания суммы (т. е. на дату фактического погашения).

Сведения о размере средней зарплаты ежемесячно запрашиваются (и направляются структурным подразделениям) территориальными органами ФССП России в органах Росстата.

При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на сайте Росстата.

По мнению заявителя, правила противоречат в т. ч. нормам Закона о трудовых пенсиях, которые касаются порядка определения годового индекса роста среднемесячной зарплаты.

Отклоняя такие доводы, ВС РФ указал следующее.

Нормы Закона о трудовых пенсиях, на которые сослался заявитель, направлены исключительно на регулирование сферы пенсионных правоотношений. Они не используются в иных целях.

Размер задолженности по алиментам в силу Закона об исполнительном производстве определяется в постановлении пристава исходя из величины, установленной судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Оспариваемые же правила адресованы территориальным органам ФССП России.

Данные предписания не содержат обязательных для исполнения органами власти и их должностными лицами, организациями и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Методические рекомендации, по сути, носят организационный характер. Они не являются актом реализации прав и обязанностей сторон в исполнительном производстве.

По своей правовой природе подобные рекомендации не являются нормативным правовым актом, поэтому не подлежат госрегистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.

Вопрос-ответ по теме

Являются ли обязательными для исполнения положения, изложенные в методических рекомендациях?

В случае, если методические рекомендации утверждены нормативными правовыми актами (приказами, постановлениями), они становятся обязательными для исполнения. Обязательный характер носят также методические рекомендации, разработанные во исполнение постановлений Правительства РФ. Например, Методические рекомендации, утвержденные приказом Минобрнауки России от 22.03.2006 № 63 “Об утверждении методических рекомендаций, необходимых для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета”, разработаны во исполнение п. 3 постановления Правительства РФ от 04.05.2005 № 284 “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”.

Читайте еще по теме:

Мероприятия

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

ТОП-5 ответов

  • СОП «Выявление лекарств с истекшим сроком годности» (новая)
  • Примеры должностных инструкций, одобренные Рострудом
  • Фармконсультирование без претензий проверяющих. Методичка для аптек (новая)
  • Ляпы медсестер в журнале регистрации операций с НС и ПВ
  • Минздрав меняет требования к руководителям медорганизаций (новая)

Самое читаемое

  • Новые профстандарты для врачей утвердил Минтруд (новая)
  • Новые требования Минфина к зарплате. Что включить в зарплату по новым правилам
  • 4 алгоритма для экстренной помощи, которые устроят Минздрав (новая)
  • Новая инструкция по обороту белья в медорганизации (новая)
  • Методичка от Минздрава: нормы труда для стимулирующих выплат (новая)

Зарплаты медработников в 2019 году

Популярные статьи

Наши продукты

© 2006–2019 ООО «МЦФЭР»

Журнал «Здравоохранение» –
практический журнал для главного врача.

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Здравоохранение» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

Все перечисленные нормативные документы предназначены для конкретизации положений федеральных, местных и ведомственных
нормативно-правовых актов и организационно-распорядительных документов, устанавливающих общие правила и порядок осуществления на предприятии отдельных видов деятельности с учетом специфики его функционирования. Отличие правил, разъяснений, рекомендаций и указаний проистекает из названий этих документов.
Правила — это совокупность требований и норм, устанавливающих единый порядок осуществления определенной деятельности и обязательных для выполнения. Однако в отличие от инструкции правила не содержат описания последовательности действий работника при осуществлении той или иной деятельности, ограничиваясь изложением наиболее существенных требований и норм (например, в виде сроков и пр.).
Требования к подготовке правил определены параграфом 4.2 Типовой инструкции по делопроизводству. В соответствии с указанной Инструкцией правила применяются как самостоятельный правовой акт, подписываются ответственным за их разработку (должностным лицом или начальником соответствующего структурного подразделения), а утверждаются — в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении (приказа) — руководителем предприятия.
Текст правил печатается на общем бланке предприятия и излагается от третьего лица единственного или множественного числа. Заголовок к тексту правил формулируется в предложном падеже.
Структуру правил условно можно разделить на констатирующую часть и основной текст. Констатирующей частью правил служит раздел «Общие положения», в котором указываются основания для их разработки, основное назначение и область действия документа, ответственность за нарушение его положений. Констатирующей части правил может предшествовать преамбула (краткое введение).
Основной текст правил может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь на

звания и нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами. Основной текст обычно завершается разделом «Заключительные положения», устанавливающим порядок введения в действие документа, а также порядок внесения в него изменений и сроки его переутверждения. Примерный текст правил приведен в приложении 27.
При подготовке иных рассматриваемых в данном параграфе документов следует руководствоваться общими порядком и правилами, установленными указанной Инструкцией для нормативных актов с учетом специфики организации и функционирования предприятия.
Разъяснения издаются в дополнение к вновь введенным в действие нормативно-правовым актам. Разъяснения комментируют наиболее существенные положения нормативно-правовых актов, создавая, с одной стороны, предпосылки для их более точного и полного исполнения, а с другой, закладывая основу для осуществления эффективного контроля за порядком и правилами их исполнения.
Отличительной особенностью содержания разъяснений является присутствие в документе значительного числа ссылок на положения иных нормативно-правовых актов, регламентирующих выполнение определенных действий.

Структура разъяснений, как правило, соответствуют тому нормативно-правовому акту, в дополнение к которому они введены в действие. Примерный текст разъяснений приведен в приложении 28.
Методические (реже — организационно-методические) рекомендации не являются обязательными для исполнения, поскольку с правовой точки зрения являются вторичными по отношению к тому документу, который должны «растолковать» с учетом практики повседневной деятельности в условиях того или иного предприятия.
Вот почему методические рекомендации содержат преимущественно сведения, применение’ кото

рых существенно повышает эффективность действий работников предприятия в процессе выполнения ими своих обычных функций. Условно говоря, методические рекомендации — это изложение некой технологии доступным пониманию рядового работника предприятия языком и снабженное необходимыми примерами, образцами и т. п. (например, примерами оформления документов).
Рекомендации могут носить постоянный или временный характер. При этом временные рекомендации, как правило, вводятся в действие на период подготовки нормативно-правового акта или организационно-распорядительного документа и, соответственно, отменяются с введением в действие последних[§§§§§§§§§§§§§§§].
Содержание и структура методических рекомендаций, как правило, логически увязываются с содержанием и структурой документа, положения которого подлежат конкретизации и интерпретированию.
Примерный вариант текста методических рекомендаций по заключению трудовых договоров с работниками предприятия представлен в приложении 29.
В отличие от методических рекомендаций внутренние указания являются обязательными для исполнения теми категориями работников предприятия, которым данные указания адресованы (о чем в тексте документа, как правило, делается соответствующая ссылка). В большинстве случаев подобные указания взаимоувязывают, дополняют и детализируют положения инструкций по отдельным видам деятельности, а также положения должностных инструкций отдельных работников предприятия.

Это в свою очередь предопределяет структуру и содержание внутренних указаний. Подразумевается, что в большинстве случаев в осуществлении управленческой (организационной, информационной и т. п.) функции участвует несколько работников, как правило, относящихся к разным профессиональным категориям (руководители, специалисты, исполнители).
Вот почему, во-первых, внутренние указания позволяют работникам, задействованным в осуществлении какого-либо процесса (процедуры), оптимизировать взаимодействие между собой (на уровне конкретных действий, документов и пр.) и, во-вторых, уяснить особенности выполнения должностных обязанностей в различных повседневных ситуациях.
Указания следует излагать таким образом, чтобы в максимально ясной и конкретной форме отразить наиболее важные моменты выполнения той или иной функции (деятельности). При этом, как правило, особое внимание обращается на правовую сторону вопроса, регламентацию описываемых действий и сроки. Примерный текст внутренних указаний приведен в приложении 30.

Источники: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70767332/, http://www.zdrav.ru/question/13977-yavlyayutsya-li-obyazatelnymi-dlya-ispolneniya-polojeniya-izlojennye-v-metodicheskih, http://uchebnik.online/knigi-deloproizvodstvo_860/pravila-razyasneniya-metodicheskie-45290.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *