Неприкосновенность депутатов местного самоуправления

Неприкосновенность депутатов местного самоуправления

По вопросам осуществления депутатских полномочий, деятельности представительного органа местного самоуправления депутат имеет право выступать в муниципальных средствах массовой информации. N 154-ФЗ и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. По старому закону (пункт 7 статьи 18): «Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления).

К сожалению, в системе местного самоуправления институту депутатской неприкосновенности законодателем уделяется самое незначительное на сегодняшний день внимание. В нормативно-правовых актах, регулирующих статус депутата Государственной Думы, смысл понятия «депутатская неприкосновенность» раскрывается более широко.

Так, согласно ч. 1 ст. 98 Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

В чем заключается неприкосновенность депутата

Проблема неприкосновенности весьма актуальна. Особенность статуса в том, что является представителем народа, представляет его интересы в парламенте и как должностное лицо должно быть защищено от неоправданного преследования по различным мотивам.

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцати летнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения. На должность может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет.

Депутаты местного самоуправления

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета. Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления

В частности, в соответствии со ст.

488 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении либо привлечение его в качестве обвиняемого принимается прокурором субъекта РФ. Без его согласия в отношении депутата местного самоуправления не могут быть избранны предусмотренные УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, а так же не может быть применена такая предусмотренная КоАП РФ мера административного наказания, как арест.

Гарантии деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления

Страховые суммы выплачиваются в случаях гибели (смерти) депутата, причинения ему увечий или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением им депутатских полномочий. 3. Гарантии трудовых прав направлены на защиту их интересов как субъектов трудовых отношений.

Трудовые гарантии распространяются на срок полномочий депутата, а также на последующую служебную деятельность по окончании выполнения лицом депутатских обязанностей.

Депутатская неприкосновенность муниципального депутата

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности.

его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Муниципальный управляющий

ч. по истечении срока их полномочий.

Данное положение не распространяется на случаи, когда, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Данную гарантию можно назвать «гарантией свободы слова», однако, поскольку она напрямую связана с освобождением депутата от юридической ответственности, ее также можно рассматривать как составную часть депутатской неприкосновенности.

Юров А.С., юрисконсульт доп. офиса Оренбургского РФ ОАО «Россельхозбанк» N 3349/5/04.

Конституция закрепляет право граждан на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 12 Конституции РФ в России признается и гарантируется местное самоуправление и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление является одной из форм народовластия и может осуществляться гражданами непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным . Реформирование местного самоуправления должно повысить значимость представительной демократии в жизни российского общества. Данной цели, которая стоит при реформировании местного самоуправления, можно и не достичь, если не будут фактически действовать все элементы правового статуса депутата представительного органа. В науке конституционного права понятие «депутат» (от лат. deputatus — «уполномоченный, посланный») обозначает лицо, избранное населением в состав органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа . Согласно ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Определение, данное законодателем, не раскрывает сущность и функциональное назначение данного должностного лица местного самоуправления. На сегодняшний день в науке конституционного права России нет однозначного понимания статуса депутата представительного органа местного самоуправления. А.Н. Писарев и Ю.Д. Казанчев под статусом депутата, члена выборного органа, должностного лица местного самоуправления понимают закрепленные законодательством их права, обязанности, правовые и социальные гарантии деятельности . М.В. Варлен считает, что элементами правового статуса депутата являются не только права, обязанности, правовые гарантии, но и принципы правового статуса . Под принципами правового статуса М.В. Варлен понимает основополагающие правовые начала, определяющие общее направление развития правового статуса депутата. Как было сказано выше, одним из существенных элементов правового статуса депутата являются гарантии депутатской деятельности.

См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2007 г., далее — Федеральный закон N 131-ФЗ) // ИПС «КонсультантПлюс».
См.: Окулич И.П. Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Челябинск, 2003. С. 14.
См.: Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. М., 2005. С. 123.
См.: Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) // Юридический мир. 2006. N 8. С. 30.

Неприкосновенность — одна из важнейших правовых гарантий, которая позволяет отстаивать интересы населения и муниципального образования. Неприкосновенность можно определить как состояние защищенности от каких бы то ни было посягательств со стороны. Анализ статей Конституции РФ, посвященных неприкосновенности, позволяет сделать вывод, что неприкосновенность включает невмешательство и запрещенность. Применительно к власти неприкосновенность — одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая прежде всего невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных или государственных органов . В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. указывается, что закрепленная в ст. 98 Конституции РФ неприкосновенность является одной из основных гарантий деятельности депутата. Неприкосновенность депутата есть определенное исключение из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария. Депутат может отказаться от принадлежащего ему права неприкосновенности лишь путем отказа от своего мандата. На сегодняшний день данная гарантия действует только в отношении парламентариев федерального и регионального уровня. Вопрос о неприкосновенности депутата представительного органа местного самоуправления остается открытым. Согласно п. 8 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при привлечении их уголовной или административной ответственности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата устанавливаются федеральными законами. Согласно пп. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ уголовное дело в отношении депутата представительного органа возбуждается прокурором субъекта РФ . Данная норма нарушает положения ст. 12 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Возбуждение уголовного дела в отношении депутата представительного органа местного самоуправления без учета мнения представительного органа, депутатом которого он является, нарушает положения Конституции РФ. В федеральном законодательстве должна быть воспроизведена норма, согласно которой депутат представительного органа местного самоуправления может быть привлечен к уголовной ответственности с согласия соответствующего представительного органа. При привлечении депутата представительного органа местного самоуправления к административной ответственности гарантии на федеральном уровне вообще отсутствуют. Действующий КоАП РФ от 2001 г., который устанавливает административную ответственность и порядок привлечения к ней, о гарантиях депутата представительного органа местного самоуправления умалчивает.

См.: Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве РФ. М., 2004. С. 16.
См.: Уголовно-процессуальный кодекс РФ // ИПС «КонсультантПлюс».

Также нельзя забывать о советском опыте. Согласно ст. 76 Закона РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» депутат поселкового, сельского Совета не мог на территории Совета быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия поселкового, сельского Совета, а в период между сессиями — его исполнительного орган . Согласно ст. 30 Закона РСФСР «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» депутат различных уровней Советов привлекался к уголовной и к строгим мерам административной ответственности, которая налагалась в судебном порядке, только с согласия Совета, депутатом которого он являлся . Для реализации гарантий депутатской деятельности необходимо учитывать исторический опыт, связанный с независимостью депутата как должностного лица местного уровня.

См.: О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 19 июля 1968 г. // ИПС «КонсультантПлюс».
См.: О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 30 октября 1990 г. // ИПС «КонсультантПлюс».

На современном этапе местное самоуправление переживает сложный этап реформирования. Для успешной реализаций положений Конституции и Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо не забывать о повышении значимости депутата представительного органа. Именно данное лицо обязано отстаивать интересы местного населения, принимать участие в решение вопросов местного значения. Не стоит забывать, что депутат представительного органа муниципального образования ближе к населению, чем депутаты государственного уровня власти, что именно к нему жители муниципального образования обращаются в первую очередь. Недостаточное внимание к гарантиям депутатской деятельности на муниципальном уровне приводят к таким ситуациям, когда представители государственной власти вмешиваются в решение местных вопросов. Государственная власть обязана решать вопросы, касающиеся населения страны или субъекта РФ. И именно тогда, когда заработают в полной мере депутаты представительного органа местного самоуправления, непосредственно представительный орган, только именно тогда гражданам не придется обращаться на государственный уровень для решения местных вопросов.

Неприкосновенность депутатов местного самоуправления

Их статус определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 8 мая 1994 г.

«О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

. Депутат Государственной Думы, как представитель народа, избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов в нижнюю палату парламента, уполномочен осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не вправе: а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления; б) находиться на государственной или муниципальной службе; в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением установленных законом случаев досрочного прекращения депутатских полномочий.

1. Работа с избирателями осуществляется главным образом в избирательном округе. Различный характер взаимоотношений депутатов с избирателями находит воплощение в принципах императивного или свободного мандата. Императивному мандату присущи следующие признаки. Депутат связан с избирателями наказами-поручениями, имеющими общественное значение и одобренными в установленном порядке. Кроме того, депутат подотчетен и ответствен перед избирателями.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления, развивая нормы Конституции РФ, весьма удачно решил проблему политико-правового статуса депутата, других членов выборных органов. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 15). Действительно, этот орган состоит именно из депутатов, а не из муниципальных советников, что существенно отличает статус депутата от других избираемых членов коллегиальных органов.

Гарантии деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления

В связи с этим депутат вправе быть принят должностными лицами государственной власти и местного самоуправления по вопросам своей деятельности. Депутату принадлежит право на получение информации и консультаций, обеспечение необходимыми официальными изданиями и справочными материалами. По вопросам осуществления депутатских полномочий, деятельности представительного органа местного самоуправления депутат имеет право выступать в муниципальных средствах массовой информации.

Срочно подскажите Обладает ли депутатской неприкосновенностью депутат муниципального образования

N 154-ФЗ и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. По старому закону (пункт 7 статьи 18): «Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления). подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации».

По новому закону (часть 8 статьи 40):

«Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами»

. Под федеральным законом, к которому отсылает статья, понимаются УПК и т.

Информация о статусе депутата

Правовой статус депутата органа местного самоуправления — это правовое положение депутата, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико-правовой природой мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями, а также гарантиями, ответственностью и ограничениями в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий. В энциклопедических изданиях депутат определяется как выборный представитель населения в органах власти, лицо, избранное членом представительного органа власти. Правовой статус депутата представительного органа закрепляет Конституция.

В связи с этим депутат вправе быть принят должностными лицами государственной власти и местного самоуправления по вопросам своей деятельности. Депутату принадлежит право на получение информации и консультаций, обеспечение необходимыми официальными изданиями и справочными материалами. По вопросам осуществления депутатских полномочий, деятельности представительного органа местного самоуправления депутат имеет право выступать в муниципальных средствах массовой информации.

Правовой статус кандидата в депутаты, депутата представительного органа местного самоуправления.

Гарантии депутатской деятельности — неприкосновенность, права и обязанности. реферат [37.8 K], добавлена 19.04.2012 Особенности конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Изучение условий осуществления депутатом своих полномочий.

реферат, добавлен 02.06.2014 Основные парламентские фракции Государственной думы России, ее структура. Властные полномочия и функции Государственной думы. Полномочия Председателя и комитетов Думы. Процедуры рассмотрения и принятия Государственной Думой проекта федеральных законов. контрольная работа, добавлен 14.12.2011 Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления.

РАСПРОДАЖА старинных книг из фонда Библиотеки

Конституционно-правовые аспекты ответственности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления (Вопросы теории и практики).

Автореф. дис. канд. юрид. наук → Правовой статус Кандидатов в выборные органы, на выборные органы, на выборные муниципальные и государственные должности в Российской Федерации. Автореф.

Распространяется ли депутатская неприкосновенность на депутатов муниципального уровня?

Неприкосновенность же депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления непосредственно в Конституции Российской Федерации не предусмотрена, что, однако, не исключает возможность установления законом для этих депутатов определенных личных гарантий, обусловленных их статусом (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации). Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации и статуса депутата органа местного самоуправления, а также из положений ее статей 71 (пункты «в», «о»), 72 (пункт «л» части 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что федеральный законодатель, закрепляя особые условия привлечения к уголовной ответственности, задержания, ареста и обыска депутатов органов местного самоуправления в качестве гарантии беспрепятственного осуществления ими своих полномочий, был вправе осуществить соответствующее регулирование в специальном законе, каковым является Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления

Федеральное законодательство об основных гарантиях избирательных прав допускает к участию в местных выборах иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования. Причем речь идет о реализации как активного, так и пассивного избирательного права. Главное условие его осуществления – наличие международного договора РФ с государством, граждане которого могут участвовать в муниципальных выборах. Срок полномочий депутата не может быть менее 2 и более 5 лет.

Достаточно скачать шпаргалки по государственному и муниципальному управлению — и никакой экзамен вам не страшен! Если возникла проблема Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой .

Следующий вопрос » Местная администрацияпредставляет собой исполнительно—распорядительный орган муниципального об Гарантии депутатской деятельности Гарантии депутатской деятельности делятся на несколько групп: 1) организационные гарантии принято связывать с обязанностями органов власти создавать необходимые условия для осуществления депутатом своих полномочий.; 2) социальные гарантии призваны обеспечить защиту прав и интересов депутата, связанных с возможными материальными издержками при осуществлении им своих обязанностей.

курсовая работа, добавлен 18.11.2011 Правила выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления. Права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления. Гарантии деятельности. курсовая работа, добавлен 13.08.2010 Общая характеристика, понятие и основные черты статуса депутата местного Совета депутатов.

Неприкосновенность депутата: гарантия деятельности или личные привилегии

В юридической литературе, а также в правовой практике и самими депутатами давно отмечается дисбаланс между дополнительными гарантиями неприкосновенности депутатов и юридическими гарантиями нарушенных депутатом интересов других лиц, общества и государства, который влечет за собой нарушение принципа равенства всех перед законом.

Источники: http://vash-yurist102.ru/neprikosnovennost-deputatov-mestnogo-samoupravlenija-78892/, http://wiselawyer.ru/poleznoe/39314-neprikosnovennost-deputata-mestnogo-samoupravleniya, http://urist-rostova.ru/neprikosnovennost-deputatov-mestnogo-samoupravlenija-49627/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *