Кто устанавливает счетчики одпу

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) достаточно важны для контроля потребления энергоресурсов, газа и воды со стороны собственников жилья. На основании именно их показаний уполномоченные лица могут проверить достоверность информации из своей базы данных.

Законодательство четко регламентирует обязательный порядок установки счетчиков и правила их эксплуатации, однако вокруг подобной практики существует много недопониманий со стороны обычных граждан.

Для того чтобы разобраться с вопросом о том, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета, и прочими нюансами рассматриваемой темы, настоятельно советуем обратить внимание на представленный ниже материал.

Основные законодательные положения

Законодательство РФ требует от собственников квартир оснащения дома общедомовыми приборами учета. Фото № 1

Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом. Что касается процедуры установки ОДПУ, то в юридическом плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов.

Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).

Обобщая представленную в нормативных актах информацию, можно выделить следующие наиболее фундаментальные понятия, касающиеся рассматриваемой нами темы:

  • Все собственники частных домов, квартир и прочих жилых помещений обязуются оснастить свое жилье приборами учета для всех ресурсов, предоставляемых им на правах ЖКХ. Весь процесс установки, эксплуатации и оплаты работ собственник жилья берет на себя. При отсутствии ОДПУ на собственника будет наложена повышенная ставка на оплату ЖКУ (до 1,6 на общую сумму к оплате) до тех пор, пока приборы не будут установлены (Федеральный закон № 261 и 344).
  • Собственник обязуется нести все расходы на содержание своего жилья, а также участвовать в процессе оплаты расходов на содержание общего имущества (применимо для многоквартирных домов) – ЖК РФ.

Как видите, законодательная база темы установки ОДПУ достаточно доступно и грамотно пояснена гражданам. Однако стоит понимать, что выше представлены лишь основные законодательные положения, касающиеся рассматриваемого вопроса. В ряде ситуаций сильного «углубления» в законодательство просто не избежать.

Кто должен оплачивать установку ОДПУ

За чей счет оплачивается установка ОДПУ в многоквартирных домах? Фото № 2

Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья. В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его владелец должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.

Однако что делать жителям многоквартирных домов?

В данной ситуации вопросы оплаты и установки ОДПУ решаются в несколько ином варианте. Во-первых, каждый собственник отдельной квартиры (или несколько собственников) обязуется оплатить и организовать установку счетчиков именно для своего жилья. Такая практика является индивидуальной и осуществляется с целью учета потребления ресурсов в конкретном жилище.

Во-вторых, необходимо поставить вопрос о том, согласны ли все жильцы многоквартирного дома осуществить установку общего счетчика. Подобная практика не обязательна, однако после ее осуществления все жильцы дома получат ряд привилегий:

  • полный контроль соответствия ресурсов норме;
  • полный контроль наличия каких-либо утечек в общедомовом масштабе;
  • предотвращение потенциальных проблем, связанных с утечками и прочими недочетами с ЖКУ в общедомовом масштабе;
  • возможность существенно сэкономить на ресурсах.

Оплата установки ОДПУ в многоквартирных домах осуществляется от лица всех собственников жилья по предварительному сговору и общему сбору необходимых средств.

Порядок процедуры принятия решений об установке счетчиков и оплате работ

Процедура принятия решения и установки ОДПУ. Фото № 3

Принять решение об установке приборов учета должен собственник жилья или все собственники коллективно (если их несколько или речь идет об установке ОДПУ для многоквартирного дома). Стоит понимать, что установка счетчиков на любой вид потребляемых ресурсов помогает:

  • оплатить то количество ресурсов, которое было потреблено по факту;
  • сэкономить на оплате ЖКУ, так как исключаются перерасчеты из-за потерь ресурсов «по пути» до жилища;
  • четко фиксировать какую-либо потерю ресурсов.

На данный момент установка общедомовых приборов учета не является обязательной, однако при их отсутствии правительство имеет полное право взимать плату за ресурсы с некоторым увеличением (до 1,6 от общей суммы).

Последние законы регламентировали обязанность жилищно-управляющей компании (ЖУК) проводить своевременные и периодические оповещения жильцов как частных, так и многоквартирных домов о том, чтобы они задумались об установке ОДПУ.

В случае с частным домом собственник сам определяет: нужен ли счетчик или нет. При желании установить его – он организовывает работы по установке и оплачивает их осуществление. Если вопрос об определении необходимости установки ОДПУ встал перед жильцами многоквартирного дома, то им необходимо:

  1. Провести собрание жильцов и определить: нужен ли ОДПУ или нет.
  2. Уведомить ЖУК о своем желании установить прибор или отказаться от подобной практики.
  3. При необходимости организовать работы и собрать деньги (поровну с каждого жильца) на оплату работ по установке ОДПУ.

После осуществления установки ОДПУ за ним необходимо следить ЖУК, а данные с его учета будут доступны всем жильцам.

Нюансы оплаты установки ОДПУ

Как оплатить установку ОДПУ? Фото № 4

При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые нюансы оплаты работ по установке. Точнее, они следующие:

  • Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
  • По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
  • Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем договоре.
  • Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
  • В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать. Например, если общий бюджет на ремонт дома, собранный теми же жильцами, позволяет осуществить установку ОДПУ за счет средств, взятых именного из него.
  • При наличии программ безвозмездной установки ОДПУ в конкретном регионе жильцы многоквартирного дома могут ей воспользоваться и осуществить установку совершенно бесплатно.

Учитывать представленные выше нюансы оплаты установки приборов учета стоит, ведь некоторые из них могут помочь сэкономить немалые средства.

Особенности процедуры

Права и обязанности владельцев квартир в многоквартирных домах. Фото № 5

В заключение сегодняшней статьи наш ресурс решил представить некоторые особенности процедуры установки ОДПУ, которые так или иначе интересны и важны к рассмотрению:

  1. ЖУК обязана оповещать жильцов о возможности и целесообразности установки приборов учета. Если подобное мероприятие она не проводит, то должна быть наказана в соответствии с законодательством РФ.
  2. В некоторых ситуациях при отказе жильцов от установки приборов учета на них могут быть наложены штрафные санкции (исходя из позиции местного муниципалитета относительно организации установки ОДПУ).
  3. Средства на оплату установки приборов учета могут браться из общего бюджета, собранного жильцами на ремонт дома. Однако если подобное отчуждение средств из бюджета сделает невозможным проведение какой-либо другой ремонтной процедуры, то жильцам придется в отдельном порядке осуществлять сбор средств на установку ОДПУ.
  4. После осуществления установки приборов учета жильцы многоквартирного дома или собственник отдельного жилья обязуются оплатить работу устанавливающей компании. Если они откажут в оплате, то к ним применяются определенные положения законодательства, которые определяют меру наказания за подобные правонарушения.
  5. Какие-либо проблемы, связанные с установкой ОПДУ, могут быть решены через суд в соответствующем судебном порядке.

В целом, представленный выше материал в полной мере освещает тему, касающуюся установки и оплаты общедомовых приборов учета. Надеемся, информация была полезна и дала вам ответы на многие вопросы.

Детальнее о выгодах от установки общедомовых приборов учета тепла и автоматизированных тепловых пунктов вы можете узнать из видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Нам не повезло, в нашем регионе нет программы по бесплатной установке ОДПУ, но зато МУП «Тепло» сделало нам рассрочку правда не на максимальные пять лет, а на два, что тоже не плохо. Строчка в квитанции, копейки ежемесячно.

Мы так же принимали решение об установке счетчика всем подъездом и собирали на него деньги со всех жильцов. Обслуживание тоже остается за нами. Но могу сказать, оно того стоит. Экономия существенная.

Обязанность по оплате общедомовых счетчиков законодательно возложена на собственников жилья. В расходы можно отнести как цену на покупку самого прибора учета, так и стоимость его установки и обслуживания. Как правило, управляющие компании дают возможность жителям приобретать приборы учета в рассрочку, беря на себя бремя покупки дорогостоящего прибора. При положительном решении большинства жителей дома, составляется протокол собрания и передается в управляющую компанию. Даже если кто-то из жильцов откажется оплачивать прибор учета, даже с условием предоставленной рассрочки, экономия для жильцов будет существенной. Часть затрат может взять на себя управляющая компания.

Главная » ЖКХ » Общедомовые счетчики тепла: кто должен устанавливать?

Общедомовые домовые приборы учета тепла

Общедомовой прибор учета тепла позволит пользователю сократить сумму коммунальных платежей за отопление жилого помещения. Однако в России не торопятся оборудовать многоквартирные дома подобными счетчиками. Прежде всего, это связано с большими затратами.

В 2009 году Правительством Российской Федерации было принято решение об оборудовании многоквартирных домов специальными приборами учета тепла. Однако вступило оно в силу в 2012 году. Но крупных продвижений со стороны управляющих компаний по установке подобного оборудования до сих пор нет.

Правило регламентировано Федеральным законом Российской Федерации N261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009. Обратите внимание, что в этот нормативно-правовой акт планируется внести поправки в 2018 году, которые вступят в силу в 2019 году.

Федеральный закон не обязывает всех собственников, управляющих компаний оборудовать многоквартирные дома приборами учета тепла, а всего лишь рекомендует установить их. Наверное, поэтому УК неохотно производят обслуживание.

Решение об установке прибора учета тепла принимают собственники многоквартирного дома на общем собрании путем голосования. Оно принимается при наличии большинства голосов «за».

Раньше потребление тепловой энергии было безучетным. Плата за пользование – это фиксированная сумма, устанавливаемая в каждом регионе. Приборы учета тепла позволят сэкономить на коммунальных платежах.

Расчет суммы коммунального платежа зависит от тарифа, принятого в регионе, и общей площади жилого помещения. Например, если собственник владеет квартирой площадью 42 м2, а тариф по области равен 50 рублей, то ежемесячно он обязан уплатить сумму, равную 2100 рублей.

Законодательство РФ не обязывает устанавливать индивидуальные приборы учета тепла. Нет нормативно-правовой документации, которая регламентирует правила исчисления суммы платежа согласно счетчику. Будем надеяться на то, что в скором времени правительство обяжет поставляющие тепло компании взимать плату только за фактически потребленную энергию.

Куда обращаться, если управляющая компания бездействует, читайте тут.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Индивидуальный или общедомовой прибор учета тепловой энергии позволит определить фактическое потребление ресурса пользователями. Собственники квартир не будут платить за тепло, которое им не поставлено. К сожалению, множество отопительных организаций не соблюдают общеустановленные нормативы, в связи с чем в квартирах жильцов холодно.

Важно! Счетчик позволит доказать нарушение со стороны поставляющей тепло компании и не платить за неполученную энергию.

Сумма коммунальных платежей в отношении отопления зависит от двух важных факторов:

  • тариф в конкретном регионе страны поставляющей услугу компании;
  • объем потребления услуги.

Сейчас подразумевается, что абонент получает услугу в полном объеме, так как отапливается жилая площадь полностью. Поставляемую температуру измерить невозможно, поэтому при определении платежа этот факт не учитывается и принимается за единицу.

Ежегодно тарифы на тепло увеличиваются. Правило на изменение цен регламентировано действующим Российским Законодательством. Это связано с инфляцией. Пользователь никак не сможет повилять на ценообразование в своем регионе. Однако сэкономить на оплате тепла можно с помощью установки общедомового прибора учета тепловой энергии.

В целом оборудование дома специальным счетчиком позволит пользователям:

  • вносить плату только за фактически полученное тепло;
  • определить происхождение убытков и разграничить их между участниками теплообмена;
  • своевременно фиксировать нарушения со стороны поставляющей услугу компании в отношении соблюдения установленных нормативов.

Без специального прибора учета тепловой энергии пользователи никогда не узнают об объеме фактически поставляемой энергии.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Установка ОДПУ в многоквартирных домах

Установка специального прибора учета тепла для многоквартирного дома – процедура трудоемка и затратная. Для оборудования одного многоквартирного жилища численностью около 100 помещений жилого назначения, площадью каждого до 60 м2 будет стоить от 50000 до 500000 тысяч рублей. Разница в ценообразовании зависит от вида оборудования, монтажа, территориального предназначения, а также от конкретного объема дома.

Оплата установки общедомового счетчика ложится на плечи жителей дома. Однако если управляющая компания взимает средства на осуществление капитального ремонта, то оборудовать дом можно согласно этой программе.

Если средств недостаточно, можно собрать общее собрание и путем голосования определить возможность организации внеочередного сбора средств на конкретные нужды. Не всегда жильцы понимают, на что идут их деньги, поэтому прежде чем проводить голосование, необходимо объяснить все плюсы и минусы установки счетчика.

После принятия решения жильцами управляющая компания находит компанию, которая предоставит оборудование и установит его. Некоторые организации предоставляют услугу в рассрочку с условием проведения ежегодного обслуживания.

Важно! Управляющая компания от имени всех собственников заключает договор об обслуживании конкретного дома.

Кто должен устанавливать ОДПУ

Управляющая компания имеет право самостоятельно принять решение о возможности установки прибора учета тепловой энергии. Об этом она уведомляет собственников в установленные сроки. Если жители не согласны, они имеют право опротестовать решение УК.

Если УК не соблюдает сроки оповещения собственников, ее ждет ответственность в виде штрафных санкций. Но факт прежде необходимо доказать в судебном порядке.

Если собственники самостоятельно оборудовали свои квартиры индивидуальными приборами учета тепла, встает вопрос, зачем нужен общедомовой счетчик. Индивидуальное оборудование не дает четких показаний. Крупнокалиберный прибор позволит получать максимально верную информацию. Если поставляющая компания отклоняется от нормы хотя бы на один градус, факт фиксируется в специальной документации. Нет необходимости вызывать специальную комиссию для отражения нарушения.

Учтите! Собственники квартир многоквартирного дома при установке общедомового прибора учета тепловой энергии получают возможность:

  • определять соответствие фактического значения поставки услуги нормативам, принятым в конкретном регионе;
  • отражать факт нарушения;
  • определять вид нарушения, а также виновного в утечке тепла;
  • устранять риск потери части водного ресурса от водопоставляющей компании;
  • претендовать на получение компенсации за потери, некачественно поставленную услугу;
  • перейти на оплату услуги по фактическим показателям;
  • снизить стоимость коммунальных услуг.

Федеральный закон Российской Федерации N261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 определяет круг лиц, кто обязан оплачивать установку общедомового счетчика. Это сами собственники.

Однако если они ежемесячно вносят сумму на капитальный ремонт здания, управляющая компания имеет возможность провести работы за счет накопленных средств жильцов.

Фирма, осуществляющая монтаж приборов учета тепловой энергии имеет возможность предоставить рассрочку сроком на два месяца. В таком случае придется именно с ней заключить договор на обслуживание дома.

Управляющие компании имеют право взимать средства на установку общедомовых счетчиков. При этом средства, предназначенные для капитального ремонта, не расходуются.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец требования о предоставлении информации о начислении коммунальных услуг по общедомовым приборам учета:

Нужно ли проводить общее собрание

Перед проведением оборудования дома общедомовым прибором учета тепловой энергии в обязательном порядке проводится собрание. Управляющая компания обязана в установленные законом сроки оповестить собственников квартир о намерении произвести монтаж нового оборудования. Правило связано с затратами. Ведь все расходы ложатся на плечи собственников. Только они решают, за что им платить, а за что – нет.

Решение управляющей компании может быть оспорено путем голосования. Однако если УК намеревается произвести установку счетчиков, значит, средства на осуществление работ есть. Собственникам только нужно согласиться.

Если управляющая компания не желает проводить установку оборудования, жители дома имеют право самостоятельно принять решение об оборудовании многоквартирного дома. На собрании следует определить, из какого фонда будут направлены денежные средства на осуществление работ.

Денежные средства можно собрать в определенном размере с каждого собственника. Вносить их можно по частям, за три раза. Многие компании, монтирующие приборы учета, предоставляют рассрочку сроком на два месяца, поэтому возможность частичного внесения денег предусмотрена.

Запомните! Если не удается сразу собрать необходимую сумму, можно оформить услуг в кредит. При этом процентная ставка устанавливается Центральным банком России.

После принятия решения обязанность по поиску компании, которая будет монтировать оборудование, ложится на плечи управляющей компании. Однако она обязана предоставить список возможных поставщиков с подробным прайс-листом жителям для ознакомления. Собственники имеют право выбрать ту организацию, которая, по их мнению, подходит.

Каким образом расплачиваются собственники за установку

Оплатить установку общедомового счетчика можно из собственных средств жильцов или из фонда, предназначенного для осуществления капитального ремонта.

Если жители решили самостоятельно вносить оплату, предоставляется возможность выбрать способы:

  • единоразовая оплата стоимости оборудования, а также произведенных работ;
  • внесение оплаты по частям в течение трех месяцев с использованием возможности рассрочки;
  • внесение оплаты по частям в течение пяти лет с возможностью использования кредита (при этом процентная ставка по займу устанавливается минимальная, на основании предоставленных данных Центральным банком России).

Решение о возможности оплаты и о выборе компании, осуществляющей работы по установке оборудования, принимают собственники жилья на общем собрании путем проведения голосования.

Посмотрите видео. Кто обязан оплачивать установку общедомовых счетчиков:

Если собственники отказываются платить

Если решение об установке общедомового прибора учета тепловой энергии принято на общем собрании путем голосования, то оборудование устанавливается. Расходы возмещают жильцы. Случается так, что некоторые жители не согласны с решением. В этом случае счетчик устанавливается, а доля, подлежащая внесению, с несогласного списывается в принудительном порядке.

Управляющая компания самостоятельно не имеет права установить оборудование без согласия жильцов. В настоящее время установка счетчика на основании Федерального закона N261 носит рекомендательный характер. Поэтому если жильцы не желают оборудовать дом прибором учета, то производить монтаж, а также взимать средства никто не имеет права.

Почему работы по установке не могут проводиться за счет средств текущего ремонта

Работы по установке прибора учета тепловой энергии невозможно оплатить из бюджета, сформированного на текущий ремонт. Средства направляются на решение ежегодных проблем дома, поэтому уменьшение фонда может спровоцировать неосуществление некоторых плановых работ, что является поводом для возникновения административной ответственности.

Установка общедомовых приборов тепла может проводиться за счет средств капитального ремонта. Правило отражено в действующем законодательстве РФ.

Жители имеют право направить средства, предназначенные для осуществления текущего ремонта, на оборудование дома счетчиками тепла только на основании проведенного голосования. При этом придется отказаться от выполнения некоторых ежегодных работ.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец искового заявления для потребителей, не оплативших суммы, начисленные за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учета:

Порядок установки прибора

Порядок установки прибора учета тепловой энергии следующий:

  • определение возможности установки оборудования на общем собрании;
  • поручение управляющей компании приобретения специального счетчика тепла;
  • согласование с УК выбора компании, осуществляющей монтаж оборудования;
  • установка и опломбирование счетчика.

Компания, поставляющая тепло, имеет возможность самостоятельно монтировать и предоставить прибор учета тепловой энергии.

Когда происходит ввод ОДПУ в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии происходит с его опломбированием. Для этого приглашаются сотрудники поставляющей тепло организации, которые устанавливают специальную пломбу.

При этом составляется специальный акт. Информация заносится в диспетчерские документы. На следующий месяц после регистрации данных пользователи имеют право уплачивать коммунальную услугу согласно показаниям счетчика.

Общедомовой прибор учета – выгоды для многоквартирного дома

Важно! Установка общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме имеет множество плюсов:

  • собственники сокращают сумму коммунальных платежей;
  • имеется возможность своевременно фиксировать нарушение в отношении поставки тепла;
  • исключается риск потери тепловой энергии;
  • исключается риск потери горячего водоснабжения;
  • определение фактического потребления тепловой энергии;
  • определение причин допущения нарушений, а также виновников;
  • своевременное обнаружение и устранение недостатков.

Все абоненты, которые установили в доме прибор учета тепловой энергии, вносят оплату только за фактически потребленный ресурс.

Посмотрите видео. Все нюансы установки и оплаты общедомовых приборов учета:

Источники: http://www.garant.ru/article/695719/, http://pravozhil.com/zhkh/uslugi/oplata-ustanovki-opu.html, http://potreb-prava.com/zhkx/kto-dolzhen-ustanavlivat-obshhedomovye-pribory-ucheta-teplovoj-energii.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *