Церковь и право юрист

Оксана Александровна ЧЕРНЕГА родилась 1 мая 1971 г. в Москве. В 1993 году окончила ВЮЗИ. В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию. Работала старшим преподавателем кафедры гражданского и семейного права МГЮА. С 2003 года – профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Академии труда и социальных отношений. С 2001 года преподает в Московской духовной академии. С 2004 г. является юрисконсультом Московской Патриархии.

– Ксения Александровна, Вы работали не только в церковных, но и в светских организация. Скажите, в чем Вы видите основную разницу?

– Думаю, назвать мою нынешнюю деятельность “работой” не совсем правильно. Скорее это… служение, что ли? У меня лично не получается относиться к Церкви как к обычному работодателю, и ограничиваться тем, что соблюдать Трудовой Кодекс, приходить вовремя, работать по восемь часов и получать в кассе зарплату. Работая в Московской Патриархии, я в первую очередь остаюсь православной христианкой, а уже потом юристом.

И надо сказать, что такой настрой помогает мне легче усваивать особенности своего служения. Ведь Патриархия не похожа на обычную канцелярию. Здесь есть своя специфика, которую трудно понять со стороны.

Я знаю, что многие представляют Церковь как некое министерство с громадным раздутым штатом, бюрократической рутиной и прочим. Конечно, здесь есть и бухгалтерия, и отдел кадров, но все равно здесь все по-другому, не так как в обычной конторе или, тем более, фирме.

Лично про себя скажу – мне здесь интересно. Мой рабочий день – с десяти до пяти, но я могу прийти рано утром, а уйти чуть ли не за полночь. Просто потому что мне нравится.

Мой путь сюда начался еще в институте. До той поры я, как и большинство знакомых мне людей, была равнодушна к религии. Родители, хоть и были обвенчаны, но церковной жизнью не жили. Крестили меня еще в детстве, но это была заслуга бабушки – женщины из простой деревенской семьи, где были сильны старые традиции.

Я училась на втором курсе, когда неожиданно умер один мой близкий родственник. Он был верующим человеком и убеждал меня, что Бог есть и нужно ходить в храм. Я спорила с ним. Вообще, вера в Бога казалась мне чем-то отжившим, я считала ее уделом старых или страдающих какими-то недугами людей… И вот мой родственник внезапно умер. Его отпевали в храме. Все утешали его осиротевших сыновей и вдову. А я, стоя у гроба со свечой в руках, неожиданно для себя осознала, что Бог есть и человеческая душа бессмертна. Это осознание стало тем малым зернышком, из которого проросла моя вера.

Однажды на старинной иконе я прочитала слова: “возьмите иго Мое на себе… и обрящете покой душам вашим ”. Они глубоко запали мне в душу и, думаю, что к Церкви меня заставило обратиться именно желание обрести душевный покой. В те годы, во времена перестройки, было много будоражащих душу событий, много трагедий и неожиданный перемен. Помню, что на меня большое впечатление произвели танки, тихо движущиеся к центру Москвы по Кутузовскому проспекту мимо моего дома… Именно тогда я стала все чаще бывать в храме, прогуливая лекции, оставив привычный круг знакомых и дел. Не думаю, что это было бегство от жизни. Скорее это была попытка постигнуть глубину жизни, чтобы понять свое место в ней. Я полюбила храм, богослужение. И с тех пор не мыслю себя вне Церкви.

Ну а начав заново открывать для себя Православие, я сразу же захотела принять какое-то деятельное участие в жизни Церкви. Я училась в Московском юридическом институте (ныне Академии), а потому и занятие выбрала “по специальности” – в юридической службе при одном из московских храмов.

Мы консультировали как духовенство, так и мирян, помогали им отстаивать свои права на свободу вероисповедания. Так что в Патриархию я пришла уже с определенным жизненным опытом. Думаю, Господь увидел мое желание служить Церкви и верующим, потому и привел сюда.

– В чем конкретно состоят ваши обязанности?

– Их круг довольно широк. С одной стороны, приходится оказывать юридическую помощь монастырям, приходам и другим церковным учреждениям, а порой и просто духовенству или православным мирянам. С другой – Церковь пытается отстаивать свои права на более высоком уровне, непосредственно при разработке законов.

Как вы знаете, в 97-м году у нас в стране был принят новый закон “О свободе совести”, и в его преамбуле отдельная статья посвящена Православию и другим “традиционным религиям” нашей страны. Из-за этого многие критики Церкви утверждают, будто в нарушение Конституции Православная Церковь сумела получить какие-то особые льготы. Но это не так.

Преамбула закона носит чисто декларативный характер, о роли “традиционных религий” в ней сказано просто “для красоты”, а в основном тексте все совсем по-другому. В нем, напротив, слишком сильна тенденция к уравнению. Православие, ислам, буддизм поставлены там в равные условия не только с новыми религиями, но и с крайне опасными тоталитарными сектами, которые сегодня, к сожалению, могут довольно легко получить регистрацию, после чего сразу же потребовать себе полный набор прав.

Или, например, знаменитая 19-я статья того же закона. В соответствии с ней, духовные учебные заведения (к примеру, семинарии) имеют право на получение лицензии, но не могут быть аккредитованы. В результате, учить они могут, а выдавать дипломы государственного образца – нет. Доходит до того, что представители религиозных организаций не могут устроиться на работу экспертами в государственных советах и комиссиях по проблемам религий.

И таких примеров довольно много.

Ну а что касается предвзятости законов, достаточно сказать, что конфликт вокруг знаменитой выставки “Осторожно, религия!” выявил весьма показательный факт: российское законодательство в области оскорбления чувств верующих, оказывается, гораздо либеральнее зарубежных. У нас за это предполагается только штраф, а в других государствах – тюремное заключение.

– Но это все глобальные проблемы, а как быть с соблюдением прав рядовых верующих?

– Здесь тоже есть свои сложности. Открытого притеснения религиозных свобод в России как будто бы нет. За взгляды сегодня с работы не увольняют. Точнее сказать, не делают запись об этом в трудовой книжке. Но бывает по-разному… Я сама столкнулась с серьезными проблемами, когда случайно проговорилась на основной работе в МГЮА, что преподаю в семинарии, и меня просто выгнали. Практически сразу нашелся формальный повод для увольнения, причем было совершенно очевидно – настоящая причина именно в неприятии такого “совместительства”.

И это отнюдь не единичный случай. К примеру, не так просто сегодня защитить диссертацию на тему, связанную с Церковью. Буквально недавно мы столкнулись со случаем, когда в одном из педагогических вузов человек так и не смог защитить диссертацию по проблемам религиозного образования. Тему долго не могли согласовать, меняли, перестраивали… В результате все сошло на нет. Диссертацию просто “зарубили”.

В таких ситуациях отстоять свои права без грамотной юридической поддержки практически невозможно. И тут встает вопрос – где ее взять?

Парадокс в том, что никакой “православной” правозащитной организации в нашей стране сегодня не существует. Приверженцы Русской Православной Церкви, которая в глазах некоторых людей выглядит эдаким могущественным и попирающим всех монстром – беззащитны перед антирелигиозным произволом!

Правда, в Церкви не сидят сложа руки. При некоторых приходах работают юридические консультации. К примеру, в Москве при домовом храме МГУ во имя Святой великомученицы Татианы. В ней студенты и преподаватели юридического факультета на добровольных началах консультируют всех желающих.

– Как Вы считаете, правовая ситуация в нашей стране изменится?

– Хочется верить, что да. Сегодня большинство проблем связано с наследием советской эпохи. Отношения Церкви и государства до сих пор до конца не определены. До 1997 года, к примеру, вопрос о возвращении Церкви храмов решался просто адресными распоряжениями, от этого у нас было еще больше путаницы. Да и сегодня отдельный закон о возвращении церковного имущества находится еще только в стадии разработки. Над этой проблемой бьется не только Церковь. Существует комиссия при правительстве, в нее входят и чиновники, и представители различных конфессий.

Думаю, пройдет время, и ситуация изменится к лучшему.

Мы представляем только профессиональную юридическую помощь, и наш основной лозунг; «оказываешь помощь, не навреди!»
Мы гарантируем надёжность и высокий профессионализм, максимальную оперативность и гарантия получения желаемого результата.

«Православный центр духовной помощи и правовой защиты» и адвокатское объединение имеют возможность оказать Вам юридическую помощь по следующим вопросам:

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВСЕМ ДЕЛАМ

— Специализация: оказание юридической помощи, связанной с обеспечением физическим и юридическим лицам защиты в Москве, а также любом регионе Российской Федерации, как на стадии предварительного следствия или дознания, так и в суде.
— Кроме того осуществление досудебного урегулирования возникших правовых проблем.
— ПЦ и адвокатское объединение осуществляют защиту и оказывает юридическую помощь по следующим категориям дел:

а) о преступлениях против собственности (кража, грабёж, разбой, мошенничество, вымогательство);
б) о преступлениях против общественной безопасности;
в) о преступлениях в экономической области;
г) о преступлениях, совершённых в отношении несовершеннолетних;
д) о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности;
е) о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы;
ё) о преступлениях против жизни и здоровья (ст. 228 УК РФ Спец. адвокат по наркотикам);

Защита доверителя на стадии досудебного урегулирования;
Защита на стадии предварительного следствия;
Защита в суде первой инстанции;
Защита в суде кассационной инстанции;
Защита в суде надзорной инстанции;
Защита доверителя в период исполнения приговора;
Посещение доверителя в следственном изоляторе;
Посещение осужденного в исправительном учреждении;
Защита интересов потерпевшего;
Защита интересов свидетеля;

— Представление Ваших интересов по всем категориям гражданских дел;
— Представление Ваших интересов в арбитражном суде;
— Представительство и защита по делам об административной ответственности;
— Бухгалтерское сопровождение
— Регистрационные услуги

— давность изготовления документов
— строительно-техническое – определение причин и объёма причинённого ущерба квартирам и иным строительным объектам
— почерковедческое
— оценка
— рецензирование заключений
— участие экспертов и специалистов в судах
— трасологическое
— транспортно-трасологическое
— автотехническое
— автороведческое
— лингвистическое
— техническая экспертиза документов
— контрафактной аудио и видео продукции, бытовой техники
— экспертиза холодного оружия
— баллистическое
— взрывчатых веществ и взрывных устройств
— пожарно-техническое
— электро-техническое
— бухгалтерское и экономическое
— фото-техническое
— портретное
— фоноскопическое
— видеозаписей
— физическое
— физико-химическое
— химическое
— почвоведческое
— ботаническое
— медицинское
— психиатрическое и психолого-психиатрическое
— генотипоскопическое
— наркологическое
— ветеринарное
— товароведческое
— искусствоведческое

Наше ноу-хау: «Это делаем только мы»

Правовое сопровождение на весь срок отбывание наказания.
Комплексное сопровождение человека, который отбывает наказание по приговору суда, с момента вступления приговора в законную силу до полного окончания срока отбывания наказания.

Только Православный Центр и адвокатское объединение «Радонеж» с благословления Святой церкви и с её помощью предоставляют людям, попавшим в беду возможность остаться человеком в условия лишения свободы.

Правовое сопровождение военнослужащих на весь период несения воинской службы, как по призыву, так и по контракту.

НЕОБЫЧНЫЙ ПРИЁМ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ ПРИ ЗАЩИТЕ В СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССАХ

Одним из основных принципов концепции деятельности Православного Центра и адвокатского объединения является гласность. Это именно тот приём, который каким-то образом может ещё повлиять на справедливое решение при совершении правосудия. Имеется ввиду не те методы, которые имеют место в современных СМИ, а нечто иное.

Убогость нашей правовой системы стала обычным явлением, сколько бы про это не говорили, и самое страшное, люди от безысходности начинают с ней свыкаться.

Чем же можно противостоять этому монстру? И вот, что мы православные юристы предлагаем.

На нашем сайте, гражданском телевидении, и в социальных сетях мы создали блог, который имеет возможность освещать те стороны совершения правосудия над конкретным человеком, которые система продолжает от нас скрывать.

Не секрет, что только на словах правосудие якобы стало прозрачным. В реале, это по-прежнему тайна за семью печатями.

В таком случае, люди, которые обратились к нам за помощью, могут получить в режиме визуального общения полный расклад о том, как происходит процесс по его делу, как происходит защита его интересов, а так же визуально увидеть, услышать, кто есть кто.

Это совершенно необычный метод в юриспруденции.

Магистерская программа НИУ ВШЭ «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» — абсолютно новая программа, не имеющая аналогов на постсоветском пространстве.

Впервые за последние сто лет в рамках юридической магистратуры подробно изучается правовой статус религиозных организаций и объединений, их место в современном обществе, правовые механизмы взаимодействия с государством, особенности международной деятельности.

При этом Совместный сетевой проект ВШЭ и ОЦАД позволяет соотнести современный светский правовой подход с тысячелетними традициями церковного и канонического права, найти точки их соприкосновения, возможности для конструктивного диалога, а также пути совершенствования современного законодательства в области свободы совести, как на международном, так и национальном уровне.

Российская Федерация является светским многонациональным и межконфессиональным государством. При этом религия традиционно играла и играет значительную роль в формировании и развитии российской государственности.

Ключевая задача межрелигиозного диалога, как в международном, так и национальном масштабе, — сохранять гражданский мир, гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения, способствовать укреплению общественной и социально-политической стабильности.

Также трудно переоценить влияние традиционных и иных религий России на мировую и национальную культуру.

Исторически сложившийся диалог государства, общества, религии и юриспруденции наиболее ярко выражен в формировании современной теории и философии права, развитии его отраслей и институтов, в том числе отдельных религиозных правовых систем.

Правовое регулирование религиозной сферы представляет собой сложное сочетание норм различных юридических отраслей, подотраслей, институтов и субинститутов, в том числе конституционного, административного, гражданского, трудового, налогового, уголовного, процессуального, международного и сравнительного права.

Миссия программы и Совместного сетевого проекта – создать специализированную, признанную в мире, научно-образовательную школу, изучающую специальные правовые формы, методы, средства и механизмы диалога церкви, общества и государства, их значение и влияние на современный мир и ключевые социальные процессы в религиозной сфере, как в международном масштабе, так и на национальном уровне.

Цель программы — подготовка высококвалифицированных магистров юриспруденции, специализирующихся в области правового регулирования деятельности религиозных объединений, способных организовать работу юридической функции религиозной организации на современном уровне в полном соответствии с требованиями международного и национального законодательства, а также обеспечить в своей деятельности правовую защиту фундаментальных человеческих ценностей в религиозной сфере, в первую очередь, права на свободу вероисповедания и свободу совести.

Источники: http://foma.ru/advokat-czerkvi.html, http://www.pcdp.ru/viewpage.php?page_id=551, http://www.hse.ru/ma/canon/about

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *